Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «КАЗАХСКИЙ ТУТАНХАМОН» – ГОСТЬ МОСКВЫ

«КАЗАХСКИЙ ТУТАНХАМОН» – ГОСТЬ МОСКВЫ

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (Делегатская, 3) открыта уникальная выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства», из Национального музея Республики Казахстан, обладающего богатейшей коллекцией (свыше 1000 предметов) наследия степной культуры Евразии.

175 образцов высокого ювелирного искусства из этих фондов привезены в Москву. Публика увидит ювелирные украшения, детали женских и мужских костюмов, предметы бытовой культуры. Центр экспозиции – символ Республики Казахстан – «Золотой человек».

В открытии выставки приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетов, первый зам министра культуры РФ Владимир Аристархов, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швидкой, директор Национального музея Республики Казахстан Леонид Кочетов.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов в окрестностях Алматы, в курганe Иссык, который исследовал выдающийся археолог Кемаль Акишев, были обнаружены останки сакского царя, — «Золотого человека», — ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку окрестили «казахским Тутанхамоном» и признали открытием века. Золотые украшения из короны древнего правителя степей — крылатые кони-тулпары, — стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.

Национальным музеем Республики Казахстан объявлено «Шествие Золотого человека по музеям мира». Срок реализации – 2018–2021 гг.

Маршрут включает Восточную и Юго-Восточную Азию, Европу, а также Россию и США. В текущем 2018 году первая принимающая страна – Россия, далее – Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша.

На московской выставке можно увидеть реконструкцию Золотого человека в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по мнению археологов его возраст 17 – 18 лет).

Саки (в переводе с персидского означают «могучие мужи») — далекие предки казахов. В сочинениях греческих авторов их называют азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому – «олень»). В кургане найдено также более четырех тысяч золотых изделий: детали, декорировавшие одежду, а также украшения и бытовая утварь. Особое место в экспозиции занимает серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом, – один из древнейших памятников письменности, найденных на этой территории.

Важнейшая особенность древнего искусства степи – господство так называемого «звериного стиля»: стилизованные изображения «тотемных» зверей, сцены их борьбы, символизирующие противостояние стихий, противоборство добра и зла, извечную борьбу противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является золотая бляха(V-IV вв. до н.э.), изображающая двух зеркально отраженных барсов.

По мере утверждения христианства и мусульманства,«звериный стиль»постепенно утрачивал свое первоначальное значение, восходящее к языческим верованиям и представлениям. Однако декоративные изображения животных, лишённые своего первоначального магического смысла, продолжали существовать и в средневековом искусстве: в ювелирных изделиях, книжной миниатюре, резьбе по дереву, камню и кости, в архитектуре, — но в более обобщенном виде, приобретая формы стилизованного орнамента, элементов декора. Эти тенденции наглядно выражены в находках из другого клада – Сайрамского, которые представлены в экспозиции десятью металлическими предметами, датируемыми XV веком.

Выставка открыта до 13 мая.

О.Т.

Добавить комментарий

Loading...
Top