Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА ЗАЗВУЧАЛА НА КОНКУРСЕ ИМЕНИ ИВАНОВА-КРАМСКОГО

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА ЗАЗВУЧАЛА НА КОНКУРСЕ ИМЕНИ ИВАНОВА-КРАМСКОГО

12 апреля в Москве открылся II Всероссийский конкурс исполнителей на классической гитаре имени Александра Иванова-Крамского. Оргкомитет принял более полутора сотни заявок от желающих в нем участвовать. По условиям в состязании соревнуются гитаристы – до 22 лет. География мероприятия – регионы России, страны ближнего зарубежья. Заявка пришла даже из Японии. Станет ли Москва гитарной столицей мира? Ответ на этот вопрос организаторам конкурса кажется очевидным.

У входа в здание Детской музыкальной школы носящей имя прославленного гитариста, композитора, дирижера и педагога Александра Иванова-Крамского, что в Теплом Стане, маленький мальчик. На вид лет 10. Рядом с ним большой чемодан, за спиной груз еще габаритнее, чуть ли не выше его ростом – гитара в футляре. Мальчик стоит, войти не решается, табличку разглядывает. Рядом проходит педагог, судя по виду: ноты в руках, спешит на занятия. Спрашивает:
– Ты на конкурс приехал?
– На конкурс Иванова-Крамского, я участник, – отвечает мальчик
– А что не заходишь?
– Я первый раз в Москве, хочу сфотографироваться на память…
– А меня зовут Наталия Александровна, я председатель жюри. Заходи смелее, регистрируйся и удачи на конкурсе, – педагог пожимает юному гитаристу руку, как взрослому.
Это Наталия Иванова-Крамская, педагог с 60-летним стажем, профессор, заслуженный работник культуры России, лауреат Премии Москвы в области искусства – всех регалий не перечислишь. Дело, которому Наталия Александровна посвятила всю свою жизнь, продолжается в ее учениках и учениках ее учеников. Теперь классическая шестиструнная гитара преподается во всех уголках страны. Всероссийский конкурс, носящий имя ее отца, огромное количество желающих принять в нем участие – тому достоверное подтверждение.
– Вы думаете «три аккорда» на кухонных посиделках это и есть игра на гитаре, – профессор смотрит на меня пристально, даже испытующе, ждет реакции на свой вопрос.
– Думаю, что нет – отвечаю я, подготовившийся к встрече, и, признаться, немного подкованный в гитарных делах…
– Правильно думаете. Это бренчание, но не игра на одном из древнейших и богатейших по своей природе инструментов. Даже в сфере начального музыкального образования гитара преподается дилетантски, что уж тут говорить о широкой аудитории…
Позволю себе перебить легендарного педагога. Необходимо пояснить, что же имеется в виду. А происходит вот что. В СССР Иванов-Крамской был единственным гитаристом, кто не побоялся играть и преподавать, несмотря на запреты «иностранного, чуждого русской культуре» инструмента. Таково было отношение к гитаре в 30-50 гг. Но в 60-е случилась оттепель, класс гитары впервые открыли в Музыкальном училище при Московской консерватории. Учиться приехала молодежь со всего СССР. Однако, вот парадокс: из «запрещенной» гитара вдруг сделалась» народной» и преподавать ее стали балалаечники и домристы, не владеющие гитарой, не знающие ее истории и оригинальной литературы. А ведь для инструмента писали классики: Мауро Джулиани, Фернандо Сор, Антонио Диабелли. Николо Паганини…


– Я намерена добиться понимания назревшей проблемы на уровне Министерства культуры России, – разъясняет свою позицию Наталия Иванова-Крамская. Там до сих пор считают классическую гитару народным инструментом. И если с начальным образованием все обстоит хорошо – гитара преподается в ДШИ и ДМШ как самостоятельный инструмент, то, что касается профессиональных ступеней музыкального образования – воз и ныне там. Хотя у гитары прекрасные слушатели, огромный репертуар: дуэты, трио, квартеты, сочинения для двух-трех-четырех гитар с оркестром. Наши гитаристы выступают сольно на лучших академических сценах мира. Мы хотим вернуть классической гитаре ее первоначальный статус. И этот конкурс важен. У нас появляются лауреаты, мы демонстрируем – сотни ребят хотят становиться профессионалами. В этом году из 146 только столичных школ поступило более ста заявок на участие, добавьте к этому регионы и масштаб станет очевиден! Нам просто необходимо, сделать так, чтобы этим ребятам было, куда пойти учиться после школы. Чтобы их обучали на кафедрах классической гитары, как обучают игре на фортепиано, скрипке. Так принято во всем мире. Но пока не у нас. Будем добиваться!

Конкурс имени Иванова-Крамского продлится четыре дня. В четверг, в день открытия, жюри, состоящее из лауреатов международных конкурсов, известных российских гитаристов и педагогов слушало самых юных. Ребята постарше и гитарные ансамбли активно готовятся, репетируют.
А в воскресенье, 15 апреля, в 15.00 в концертном зале «Ясенево» ДШИ № 11 на улице Паустовского пройдет награждение победителей и гала-концерт. Второй год подряд конкурс проводится, что называется на самоокупаемости. Нужны спонсоры, чтобы поддержать юные таланты и классическую гитару. Наталия Иванова-Крамская и ее команда уверена, что поддержка будет. Перспектива у инструмента есть. История классической гитары продолжается…

Артем Высоцкий.

Добавить комментарий

Loading...
Top