Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПОРТРЕТ С СЮРПРИЗОМ

ПОРТРЕТ С СЮРПРИЗОМ

Несколько событий нынешнего года определяли лицо Российских программ 40 ММКФ.
Прежде всего это чемпионат мира по футболу, который будет проходить в июне.
ММКФ перенес в связи с этим срок своего проведения на апрель. Для Российских программ это означает – за два месяца до проведения «Кинотавра», т. е. главного внутреннего кинематографического конкурса. И, стало быть, в нашу масштабную панораму российского кино не попадают нынче многие ленты, сделанные в параметрах артхауса: они будут ждать своего первого публичного показа в Сочи.
Но именно это обстоятельство заставило нас внимательнее присмотреться к кинематографу регионов России.
В программе «Кино регионов России» будут показаны не только 6 полнометражных игровых лент, но и обширная программа документальных и короткометражных фильмов.
Решив сосредоточить внимание на работах, созданных «за МКАДом», мы обнаружили, что образ российской глубинки, возникающий в этих картинах, – это почти всегда сюжеты о необычных людях, не вписывающихся в обыденность. Мало того, пытающихся эту ежедневную рутину так или иначе изменить.
И тогда классический сюжет гончаровской «Обыкновенной истории», который как бы предписан современными понятиями развития карьеры молодого человека, дает сбой, и вместо него мы получаем сюжет об участи вчерашнего студента, вернувшегося домой и вынужденного делать выбор между традиционным началом карьеры и деньгами, которые сулит ему криминальный бизнес («Аатыктар», реж. Прокопий Федоров).
И тогда классический же любовный сюжет о барышне, вернувшейся после института в родные края, тоже оборачивается неожиданными встречами и отношениями («Кэрэл», реж. Валентин Макаров).
«Опасные танцы» Екатерины Двигубской – это драма уникального балетмейстера, вынужденного не только искать новые пути в балетном искусстве, но и сражаться с балетным истеблишментом Санкт-Петербурга, стоящим перед ним плотной стеной.
Лента Сарика Андреасяна «Непрощенный» выводит на экран один из самых трагических сюжетов недавнего прошлого – историю Виталия Калоева, потерявшего всю свою семью в авиакатастрофе над Боденским озером. Сюжет о человеке, отчаявшемся искать справедливость.
А фильм Николая Хомерики «Селфи» – это драма «непослушного» человека, которого пытаются заменить «послушным» двойником.
Сегодня «непослушный» человек вообще становится едва ли не доминирующим героем современного российского кино.
Фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» – именно о таком человеке, о Сергее Довлатове, не вписывавшемся ни в одну обыденность – что нашу, что американскую.
В течение нескольких лет кряду в отечественном кино разрабатывается т. н. «спортивная тематика». Сегодня это уже вполне серьезный пул спортивных блокбастеров, пользующихся значительным зрительским успехом, и вновь приходится констатировать: это тоже кино о харизматиках и пассионариях. Это еще и кино о преодолении, о стремлении невозможное сделать возможным. И потому закономерно появление в программах таких лент, как «Движение вверх» Антона Мегердичева, как дебютная режиссерская работа суперзвезды отечественного кино Данилы Козловского – фильм «Тренер», которому тоже, по всей видимости, суждена превосходная зрительская судьба. И в этом же ряду неожиданная версия «спортивного фильма» – мюзикл «Лёд» режиссера Олега Трофима.
В программе «Кино регионов России» фильмы разных жанров: «Бабич» Булата Юсупова, «Сокровища Ермака» Ильи Казанкова, «Невод» Александры Стреляной.
Две неожиданности нынешней программы игрового кино – это фильм «Иванов», кинематографический дебют бизнесмена Дмитрия Фальковича, который критика уже назвала «фильмом года». Вторая неожиданность – картина Анны Крайс «Нашла коса на камень», снятая в Иванове. Фильм балабановского тона и стиля.
Одним из важных событий года станет юбилей ММКФ, который будет отмечен ретроспективой «Российские фильмы – призеры ММКФ» и ретроспективой дебютных короткометражных фильмов классиков советского кино и современных мастеров под общим названием «Когда мастера были молоды».
В обширной программе новых документальных фильмов также выделены отдельным показом фильмы регионов России.
Как всегда насыщенной и интересной получилась панорама анимационного кино.
Портрет межфестивального киногода, каким обычно являются Российские программы ММКФ, в нынешнем году получился не совсем обычным, но, возможно, именно своей необычностью, некоторой даже эпатажностью этот портрет и хорош.

Ирина Павлова, художественный руководитель Российских программ 40-го ММКФ.

Добавить комментарий

Loading...
Top