Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > СКАЗКА И КАРТИНЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ

СКАЗКА И КАРТИНЫ ЯЗЫЧЕСКОЙ РУСИ

25 апреля Московский музыкальный театр «Геликон-опера» в зале «Стравинский» представляет два произведения выдающегося композитора Игоря Стравинского. В первом отделении геликоновцы исполнят оперу «Соловей», во втором артисты Театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василева – «Весну священную».

Соединение этих двух произведений в одну программу не случайно: первый акт «Соловья» был закончен в 1909 году, затем в жизни композитора наступил период написания балетов. Все началось с оркестровки нескольких пьес Шопена для «Шопенианы» Михаила Фокина, затем один за другим, три великолепных «дягилевских» балета: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Для художественного руководителя театра, постановщика «Соловья» Дмитрия Бертмана творчество Стравинского имеет особое значение. «Моя жизнь со Стравинским плотно связана, это безумно театральный композитор, – признался режиссер перед премьерой «Соловья» в 2014 году. – «Геликон» открылся «Маврой» Стравинского, с этого произошло его рождение».

Опера «Соловей» – первая опера гениального русского композитора – написана на сюжет сказки Андерсена, и речь в ней идет о Китае, однако на самом деле это очень русская опера.

Премьера «Соловья» состоялась 26 мая 1914 года на сцене Парижской Оперы, в экзотических декорациях Александра Бенуа. В 1917 году Стравинский превратил музыку оперы в симфоническую поэму «Песнь соловья», на которую знаменитый Леонид Мясин поставил балет, оформленный самим Анри Матиссом. Новую хореографию создал Джордж Баланчин. Но опера «Соловей» оказалась долговечнее балетов знаменитых хореографов, и по-прежнему, хоть и редко, появляется на лучших оперных сценах мира.

Наталья Касаткина и Владимир Василев были первыми, кто после 1917 года осмелился поставить в нашей стране «Весну Священную» – картины языческой Руси. «Нас довольно много ругали за то, что из картин мы сделали сюжетный спектакль, – говорит Наталия Касаткина. – Но мы услышали в этой музыке историю, которую и рассказали. Если бы история не была органичной, музыка бы сопротивлялась ей. И драматичный финал мы тоже услышали – когда человек восстает против идола, и это надежда»…

Ирина ШВЕДОВА.

Добавить комментарий

Loading...
Top