Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЧТО КАНН ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

ЧТО КАНН ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

8 мая открывается 71-й Каннский международный кинофестиваль. Что ожидать в этом году от самого влиятельного киносмотра в мире, расскажет Мария Чемберлен.

Никогда такого не было, и вот опять. Несмотря на общее охлаждение отношения к России на Западе, российское присутсвие в этом году на Каннском кинофестивале почти бепрецендентно. Сразу два российских фильма участвуют в основном конкурсе. Последний раз так было 11 лет назад. В 2007 г. в Каннском основном конкурсе были также заявлены сразу две российские картины — «Александра» Александра Сокурова и «Изгнание» Андрея Звягинцева. Также в этот раз сразу два члена жюри из России в основном и параллельном конкурсе. Андрей Звягинцев дебютирует, как мы и предрекали в прошлом году, в качестве члена жюри основного конкурса, а дебютант прошлого года, режиссер Кантемир Балагов в параллельном. Канны любят привечать из года в год одни и те же имена, хорошо это или нет для самого фестиваля.


Самой громкой интригой, безусловно, является попадание в основную программу конкурса фильма «Лето» все еще находящегося под домашним арестом режиссера Кирилла Серебренникова. Сюжет картины основан на малоизвестных фактах биографии культового певца Виктора Цоя. Программный директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо уже назвал его «историей рока в эпоху Брежнева». Действие фильма разворачивается летом 1981 года в Ленинграде, где под влиянием Led Zeppelin, Дэвида Боуи и других западных рок-звезд зарождается русский рок. Фильм был снят в Санкт-Петербурге прошлым летом, когда режиссера и арестовали. Для французов, неоднократно поощрявших режиссеров, попадавших в такую ситуацию (яркий пример невыездной иранец Джафар Панахи), это большая заявка на почти политически солидарный приз, вне зависимости от самого фильма. Драма Кирилла Серебренникова «Ученик» о религиозном фанатизме была, к слову, в параллельной программе Каннского фестиваля два года назад и получила там один из призов.


Кроме фильма Серебренникова, которого, безусловно, поддержит Андрей Звягинцев, как член жюри, за Золотую пальмовую ветвь будет бороться и картина другого российского режиссера. В последний момент в конкурс была включена социальная драма режиссера Сергея Дворцевого «Айка». Фильм повествует о девушке – мигрантке из Киргизии, которая родила ребенка в Москве и была вынуждена оставить его в роддоме, о ее душевных переживаниях и зарождающемся чувстве материнства.
Еще один фильм из России будет представлен на 71-м Каннском кинофестивале в программе Cinefondation – короткометражная картина режиссера Игоря Поплаухина «Календарь». Это рассказ о женщине, которая раз в несколько месяцев отправляется в странные путешествия.
В параллельных программах представлены фильмы «Донбасс» русскоязычного режиссера Сергея Лозницы и фильм режиссера из Казахстана Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира».

В осноном конкурсе в этому году участвуют настоящие корифеи фестивального движения, режиссеры, чьих фильмов ждут с нетерпением годами. В частности, на 71-м Каннском фестивале покажут новые работы Жана Люка Годара, Ларса фон Триера и Терри Гиллиама. Фильм последнего о Дон Кихоте ждали 20 лет! Адам Драйвер сыграет в нем Санчо Пансу (не самый очевидный и оттого еще более интригующий выбор). «Человек, который убил Дон Кихота» станет завершающим аккордом фестиваля.


Фильмом открытия, который тоже участвует в конкурсе, что бывает в Каннах редко, стала лента «Все знают» иранского постановщика Асгара Фархади, который снял его в Испании с семейной парой Хавьер Бардем и Пенелопа Крус. Режиссер, зарекомендовавший себя как тонкий наблюдатель за человеческими отношениями («Развод Надера и Симин», «Секреты прошлого», «Коммивояжер»), судя по всему, продолжит изучать тему брака и семейных связей.
Вне конкуса, но с большим ажиотажем на фестивале ожидается премьера нового фильма – «Дом, который построил Джек» изгнанного 7 лет назад из Канн Ларса фон Триера. Кроме резких высказываний фон Триера (изгнали его за шутки про Гитлера) за любыми высказываниями которого теперь будут очень следить, сам главный герой фильма мало кому покажется приятным. Мэт Диллон играет серийного убийцу, аккомпанирует ему Бруно Ганц и Ума Турман.


Самым радикальным фильмом программы обещает стать полуторачасовая инсталляция под названием «Образ и речь» 87-летнего классика кино Жана Люка Годара. Это притча без актеров, рассказывающая о Среднем Востоке. Действие разворачивается в одной из местных стран, где не находят нефть. Людей такое положение дел устраивает, но их правитель хочет добиться господства над другими арабскими странами. Он замышляет псевдореволюцию, которая в конечном итоге проваливается, и все возвращается на круги своя.
Также в конкурсе новый фильм «Три лица» от опального иранского постановщика Джафара Панахи, которому власти запретили снимать кино. Помимо съемок кино, Панахи также запрещено покидать страну. Но есть вероятность, что постановщик, открытый в Каннах в 1995 году, все-таки появится в этом году на Круазетт. Чего нельзя сказать о Кирилле Серебренникове, хотя президент фестиваля Тьерри Фремо пытался добиться выпуска режиссера из-под ареста, чтобы тот представил свою картину в Каннах, но пока безуспешно.
Покажут в основном конкурсе также и новый фильм «Холодная война» лауреата премии «Оскар» Павла Павликовского (его «Ида» обошла в 2015 году «Левиафан» и получила приз Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном языке). События его новой драмы развиваются в 1950-х. В центре сюжета – двое влюбленных, чьи отношения кажутся невозможными из-за политической обстановки в мире.

Ну и завершает фестивальный марафон, как уже было сказано, «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама, он назначен фильмом закрытия. Ходят слухи, что картину могут и не увидеть в Каннах: режиссеру грозит судом один из бывших продюсеров проекта – Паоло Бранко. Гиллиам впервые приступил к проекту 20 лет назад, в главных ролях тогда должны были сниматься Джонни Депп и Жан Рошфор. Но проект преследовали неудачи: затопленные декорации, болезнь Рошфора, трудности со страховкой, проблемы с финансированием – в итоге картину пришлось закрыть. С тех пор режиссер предпринимал отчаянные попытки возобновить производство, но удалось это только два года назад – и с новыми актерами Адамом Драйвером и Джонатоном Прайсом. Каким получился фильм, мы надеемся все же увидеть в Каннах и в прокате в этом сезоне.
Также в Каннах 13 мая пройдет специальный показ, посвященный 50-летию фильма «Космичесская Одиссея. 2001» Стэнли Кубрика. Фильм представит режиссер Кристофер Нолан.
В этом году, к большому недовольству прессы, поменялся и сам регламент просмотра фильмов. Учитывая, что на фестивале ежегодно работают около 5000 журналистов со всего мира, которые способны легко уничтожить прокатную судьбу любого фильма, к их негативным комментариям попытались применить «санкции».


Два года назад режиссер и актер Шон Пенн устроил истерику по поводу испорченного настроения вечером на премьере своего фильма, который пресса уже посмотрела рано утром на пресс-показе и раскритиковала в интернете (твиттер и соцсети работают быстрее официальных СМИ, что давно не новость). Пойдя навстречу гостям и участникам конкурса, президент фестиваля перенес показы для прессы, назначив их после официальной премьеры. Поэтому если вы прочли, что фильм освистали или была 20-минутная овация, по большому счету это ничего не значит. Решает судьбу фильма все же зритель, с информационной подачи критиков. Но как отразится перенос показов на работе самого фестиваля, вскоре узнаем из личного опыта.
Читайте репортажи Марии Чемберлен из Канн на странице нашего издания.
71-й Каннский фестиваль проходит 8 – 19 мая 2018 года.

Добавить комментарий

Loading...
Top