Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ТУРЕЦКИЙ ДЕБЮТ С РУССКИМ АКЦЕНТОМ

ТУРЕЦКИЙ ДЕБЮТ С РУССКИМ АКЦЕНТОМ

Через пару недель – отпускной сезон. И в первый день лета из четвертого московского аэропорта Жуковский еще одна турецкая авиакомпания начнет регулярные рейсы в Анталию. На этом курорте недавно прошел международный авиасалон Eurasia Airshow. Первый в истории страны. Жуковский в Анталии упоминался не раз, и вообще салон даже называли «турецким дебютом с русским акцентом»…
320 компаний, в том числе 35 иностранных, 73 самолета и вертолета на статической экспозиции, «Турецкие звезды» (пилотажная группа ВВС Турции) и иностранные пилоты – в небе. И это при том, что в последний момент даты совпали со сроками проведения прыгавшего по календарю авиасалона в Берлине. Но турки решили сроки не менять, вызов приняли и свой первый блин испекли совсем не комом. И тренды на салоне прослеживались явно.

Российский показ
Россия на авиасалоне была видна сразу. Задолго до входа. В автобусе у турецких военных – летчиков, моряков, жандармов – бейджи висели на ленточках с логотипом ОАК. Потом оказалось, что так брендированы пропуска всех участников выставки. И хотя выяснилось, что большинство «лентоносителей» о том, чей это бренд, не догадываются – на фирмах, где с ОАК уже сотрудничали, узнавали. А их тоже было немало.
Кроме ОАК, российская делегация включала «Рособоронэкспорт» и известные конструкторские бюро – корпорацию «Иркут», компании Сухой и МиГ, холдинг «Вертолеты России», концерн Алмаз-Антей. И представила ключевые программы гражданской авиации МС-21 и Superjet 100, боевые Су-35 и МиГ-35, учебно-боевой Як-130, самолет-амфибию Бе-200.
Среди гражданских самолетов выделялся наш Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером RA-89053. Только что завершивший демонстрационные полеты в Африке, этот самолет – потенциальная звезда продаж. Внутри – VIP-салон на 19 пассажиров со столами, вращающимися креслами, мультимедийной системой. С учетом повышенной комфортности, полноценного спального салона и увеличенной дальности полета, SSJ100 вполне способен стать альтернативой зарубежным бизнес-джетам, созданным на базе среднемагистральных самолетов. Тем более что и цена ниже, и производство налажено. В 2017 году в России было выпущено 34 Sukhoi Superjet 100.

Тоже наши
Этим присутствие России в Анталии не ограничивалось. На статической стоянке жандармерией Турции был представлен вертолет Ми-17-1В. 19 таких машин поставлены в рамках прошлых контрактов. А за забором стоянки – там находится аэропорт Анталии – были видны готовящиеся к рейсу самолеты российских авиакомпаний. Аэропорт – второй в Турции по размерам: каждую неделю сюда прибывает 2000 самолетов. Из них 40 % – принадлежат российским авиаперевозчикам.
В небе же «приз зрительских симпатий» достался истребителю МиГ-29. Самолет принимал участие в программе летного показа от польских ВВС.
Летчик выполнил на русской машине фигуры высшего пилотажа, недоступные для других истребителей, участвовавших в полетах – шведского Gripen и американских F-5A/B.
Россия, по мнению генерального директора Eurasia Airshow Ферхата Енибертиса, стала самым заметным участником салона.
«Мы счастливы, что российские компании участвуют так широко. С тех пор, как мы встречались в прошлом году на авиасалоне МАКС, у нас с Россией и, в частности, российским посольством в Турции сложились прекрасные отношения. Мы получили поддержку на высоком уровне, были направлены официальные приглашения Ростеху, Рособоронэкспорту, ОАК, МиГ, Сухому и мы получили прекрасный результат. Надеюсь, что на следующем МАКС таким же широким будет турецкое участие».

Турецкие тенденции
Россияне были «в фаворе» и среди почетных гостей Eurasia Airshow. На симпозиуме, посвященном роли женщин в авиации, солировала Наталья Кириллова из Росавиации, а на открытии салона от иностранных участников хозяева попросили выступить заместителя министра промышленности и транспорта России Олега Бочарова. Он заявил, что Россия рассчитывает на новые совместные с Турцией проекты в области авиации. «…Как по разработкам, так и по производству на территории Турции совместной продукции», – подчеркнул Бочаров. «Авиационные власти РФ и Турции ведут для этого серьезную работу».
Об этом же говорили и представители турецкого бизнеса.
«Сейчас российско-турецкие отношения развиваются хорошо, и в сфере военно-технического сотрудничества взаимодействие возросло в разы», – рассказывает Бурак Акбас из компании Meteksаn, выпускающей авионику для турецких вертолетов «Атак» и беспилотников. 90% продукции компания производит для внутреннего рынка, 10% экспортирует. «Мы понимаем, что Россия самодостаточная держава, но мы можем выступать субподрядчиком в создании некоторых элементов электронных систем – авионики, электроники».
«Турецкие компании построили несколько аэропортов в России, и мы хотели бы дополнить это сотрудничество поставками нашего электронного оборудования. Российский рынок, включая страны СНГ, мог бы стать нашим главным международным направлением», – вторит коллеге управляющий партнер компании QUAVIS Селим Сари.
«И мы были бы счастливы наладить, например, на МАКС прямые контакты с аэропортами, авиакомпаниями и технологическими партнерами для продаж, а может быть, и совместной разработки высокотехнологичной продукции для русского и мирового рынка».
В компании ТD TEAM один из рабочих языков – русский. Буклет фирмы на английском и русском, среди клиентов – «Россия», «Уральские авиалинии», «НордСтар». Многие сотрудники знают русский, в штате есть россияне.
«Россия очень важный для нас рынок, – объясняет президент фирмы Танер Доган. – Два месяца назад мы участвовали в Москве в выставке, посвященной техобслуживанию и ремонту авиатехники. Будем приезжать снова. Туристический поток из России увеличивается, рейсов становится больше, бизнес растет. Турецкий народ доволен сближением наших стран в области политики и экономики и надеется, что оно продолжится и в будущем».

Северный курс
А еще Россия представила в Анталии Boeing. Так значилось в каталоге aвиасалона. Курьез, конечно, но не ошибка. Самолет находится в эксплуатации норильский авиакомпании «Nordstar». Необычный Boeing привлекал всеобщее вниманиe ливреей красноярской зимней Универсиады-2019, именем владельца – «Норильский никель» и надписью «100% Winter», выглядевшей особо заманчиво в раскаленной Анталии.
Кроме норильчан, в авиасалоне участвовало много других авиакомпаний. Гигант Qatar Airways, трижды называвшийся лучшей авиакомпанией года, а в 2016-м получивший награду за лучший бизнес-класс, обладает одним из самых молодых и современных авиапарков и впервые выставил на статической стоянке в Анталии новый Airbus A350-1000. Широко показали себя главный партнер авиасалона – национальная авиакомпания TURKISH AIRLINES, а также турецкие лоукостеры и авикомпании из Индии, Ирана, Ливана, Ливии.
«Этот салон очень важен для турецкой гражданской авиации и для всего региона, -говорит генеральный директор TURKISH AIRLINES Билал Экши. – Поэтому мы здесь». А будем ли участвовать в МАКС-2019? «Наша коммерческая деятельность в России очень значительна, и поэтому мы используем в Москве различные возможности. И будем рады присоединиться к любому крупному событию в России. Российско-турецкие отношения сейчас очень хорошие, и мы горды, что можем поддерживать их».
Была бы рада участвовать в МАКС и самая молодая из присутствовавших в Анталии авиакомпаний – ливийская LIBYAN WINGS (Ливия). Созданная два года назад, она пока летает лишь в Тунис и Турцию, а также возит паломников в Саудовскую Аравию. Но считает Россию потенциально важным направлением.
«Мы очень надеемся, что могли бы получить приглашение на МАКС, так как хотим участвовать в салонах европейского уровня, – говорит один из руководителей компании Мохамед Хамаль. МАКС – это очень хорошая возможность.
Россия – новый рынок, одна из ведущих стран. Если честно, то я всегда восхищался российской авиацией. И кто знает, может быть, однажды LIBYAN WINGS станет первой ливийской компанией, которая полетит в Россию!»
Относительно новая тенденция – участие авиакомпаний на только в туристических выставках, но и в авиасалонах – в Анталии была наглядной. Характер турбизнеса изменился: куда меньше людей ездят через агентства, куда больше – самостоятельно бронируют и гостиницы, и билеты. Наиболее активные перевозчики (часто из лоукостеров) идут за туристами. А в дни, когда авиасалоны открыты для публики, потенциальных авиапассажиров на них много. В Анталии насчитывали около 100 тысяч посетителей, на МАКС-2017 их было больше 450 тысяч. Тренд тем более очевиден применительно к МАКС, рядом с которым появился новый аэропорт Жуковский. Кстати, в Турции он уже замечен.

Жуковские перспективы
«1 июня мы начинаем еженедельные полеты по маршруту Анталия – Жуковский: пока 2 рейса в неделю. В следующем году значительно увеличим количество рейсов, начнем продажи в интернете, – рассказывает Мурат Хатипоглу из турецкой авиакомпании SunExpress.
«Жуковский – это новый аэропорт, и я думаю, что в будущем многие авиакомпании предпочтут его. Другие московские аэропорты сильно загружены. Жуковский – удобнее, и, кроме того, в области вокруг аэропорта живет более 2 миллионов человек. Это тоже потенциальные пассажиры. Поэтому мы предпочитаем Жуковский. Думаю, он будет выигрывать в конкуренции с другими аэропортами. И в этой связи нам, конечно, интересна такая площадка, как проходящий прямо в Жуковском авиасалон МАКС, куда приходят сотни тысяч потенциальных авиапассажиров».
Летает из Жуковского в Турцию и еще один местный лоукостер – OnurAir…
Но здесь, как и положено на самом интересном месте, стоит остановиться. Сказав лишь одно: если планы турецких коллег осуществятся, посетителей МАКС-2019, весьма возможно, ждут большие и очень приятные сюрПРИЗы.

 

Общее будущее
А вообще планов взаимодействия между Россией и Турцией после «турецкого дебюта» оказалось на удивление много.
«Было очень приятно встретиться в Анталии с генеральным директором МАКС и обсудить с ним варианты сотрудничества между нашими авиасалонами. Как выяснилось, оно может осуществляться в очень разных формах и быть взаимовыгодным, – подводит итог генеральный директор Eurasia Airshow Ферхат Енибертис. – И мы должны наладить такое взаимодействие, ведь наши страны находятся в одном регионе и представляют собой мост между Европой и Азией. Вот как я вижу будущее: сотрудничают страны, сотрудничают предприятия, сотрудничают авиасалоны».

Лев ТАНСКИЙ.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top