Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > ДРУЖБА ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ

ДРУЖБА ВМЕСТО КОНКУРЕНЦИИ

Чему московские школьники могут научить своих «коллег» на селе? Активной проектной деятельности, рациональному использованию инновационных технологий, секретам погружения в профильное образование. А что сельские школы могут привнести в столичное образование? Показать, как меньшими, нежели в городе, возможностями добиться высоких образовательных результатов.
В рамках национального проекта «Энциклопедия сельских школ России» Московский департамент образования инициировал программу «Московское образование – сельским школам России». Теперь практически у каждой столичной школы на селе может появиться партнер. В этот проект включилось уже около двухсот школ столицы.
– Мы очень обрадовались, когда межрайонные советы директоров провели жеребьевку и «разобрали» в разных регионах страны сельские школы, с которыми начали взаимодействовать, – говорит Николай Махнев, исполнительный директор национального проекта «Энциклопедия сельских школ России». Такое взаимодействие московских школ с сельскими, это мощный ресурс преодоления неравенства в уровнях образования, которое серьезно беспокоит власть и общество. Конечно, есть очень сильные сельские школы, но все-таки многие из них не имеют таких возможностей, какие есть в городе. Кроме того, на селе у школ нет такой конкуренции, как у средних учебных заведений города. Национальный проект «Энциклопедия сельских школ России» всемерно будет способствовать продвижению и укреплению этих дружественных связей московских и сельских школ как уникального гражданского проекта, позволяющего укреплять нашу Родину.
Одним из примеров успешной реализации проекта «Московские школы – сельским школам» является сотрудничество школ Вологодской области и республики Северная Осетия – Алания с московской школы №51 (ЮЗАО). По словам ее директора Натальи Гаврилычевой, постоянно проходит обмен опытом между педагогами, методистами и учениками. Недавно ребята из Москвы четыре дня провели в средней школе селения Хазнидон Ирафского района РСО – Алания. После занятий москвичи гуляли по улицам Владикавказа, знакомились с достопримечательностями республики, ее историей и культурой, например, узнали о разных осетинских преданиях. И, конечно же, попробовали настоящих осетинских пирогов.
– Главный плюс подобных программ – это культурный обмен и возможность развеять некоторые сложившиеся стереотипы о Кавказе, – говорит Наталья Гаврилычева. – Сами школьники отметили, что подобные путешествия помогают разнообразить учебный процесс и дарят много положительных эмоций.
Школа №1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова (ЗАО) два года подряд проводит с учениками из сельских школ военно-спортивные Адмиральские игры. Директор школы Артур Луцишин рассказал, что в прошлом году на игры приезжали ученики из школ Белгородской, Челябинской, Свердловской, Тверской и Калужской областей, республики Крым, республики Марий Эл. В этом году в играх наравне с московскими школьниками участвовали восьмиклассники из Челябинской, Брянской и Белгородской областей.
– В течение четырех дней ребята участвовали в турнирах по волейболу и футболу, состязались в военно-спортивной эстафете, прошли интеллектуальный квест с использованием новых интерактивных панелей, которые поставляются в московские школы в рамках проекта «Московская электронная школа», – рассказал Артур Луцишин. – Помимо этого, для всех них была организована культурная программа: пешеходная прогулка по центру города с посещением Красной площади, парка «Зарядье», Третьяковской галереи, музея на Поклонной горе, зоопарка. Большинство подростков из сельских школ впервые побывали в Москве. И были счастливы. Им нужно было только оплатить билеты, все остальное – за наш счет. Военно-спортивные Адмиральские игры мы начали проводить еще до того, как начался проект «Московские школы – сельским школам», а теперь являемся его активными участниками. Осенью собираемся провести с нашими друзьями из сельских школ еще одно мероприятие, но уже культурно-образовательного характера.
Активным участником проекта «Московская школа – сельской школе» является и среднее образовательное учреждение № 460 (ЮВАО). Уже три года оно сотрудничает с сельскими школами Карелии. По словам директора школы Ольги Сиверченко, сначала сотрудничество имело военно-патриотическую направленность, а потом к этому добавилось этнографическое направление.
– В течение года на неделю школьники из Карелии приезжают к нам, и мы ездим к ним на неделю, – рассказывает Ольга Сиверченко. – Тут программа называется «Патриоты Отечества. ХХI век», а в Карелии – «А зори здесь тихие. ХХI век». В первый раз в Карелию выезжало тридцать наших школьников, в этом году – уже шестьдесят. К нам приезжало сначала пятнадцать школьников, а сейчас уже шестьдесят. Нам интересно сотрудничество именно с сельскими школами, потому что у них особый характер. Их ученики хорошо знают местность, знакомы с жизнью людей, живших в селе. Сельские учебные заведения Карелии имеют великолепный опыт по патриотическому воспитанию молодежи. Причем их деятельность очень практическая. И этому московским школьникам можно учиться.
Одним из значимых партнеров проекта «Энциклопедия сельских школ России» является Всероссийское педагогическое собрание. По словам председателя ВПС Валентины Ивановой, сельские школы играют очень важную роль в системе образования, поскольку в них обучается более трети российских школьников.
Два года назад по инициативе ВПС была создана Ассоциация «Агрошколы России», в которую вошли 280 сельских школ из 44 субъектов Российской Федерации. Ученики этих школ познают секреты работы в агросфере, знакомятся с основами предпринимательства, делятся опытом друг с другом и с городскими школами, организуя совместные профилированные образовательные квесты, мастер-классы, мероприятия по профориентации. В некоторых сельских учреждениях образования созданы свои теплицы и даже малые агропромышленные комплексы, куда во время каникул на практикку приглашаются ученики из городских школ.
– Информационные и технические возможности нивелируют прежние инфраструктурные различия между сельской и городской школой, открывают широкие перспективы для развития сельских школ, в частности, на базе компьютерных технологий, – говорит Валентина Иванова. – Крайне важно, чтобы дети из сельских школ приезжали в Москву, знакомились со столичной системой образования. И наоборот, московские подростки учились у сельских школьников, например, основам предпринимательства. В рамках проекта «Московское образование – сельским школам» важно организовывать стажировки сельских учителей в столичных учреждениях образования, проводить совместные дистанционные занятия по разным предметам учебной программы. Это позволило бы регионам по-новому посмотреть на Москву.
Мона Платонова.

Добавить комментарий

Loading...
Top