Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > МЕХАНИКА УСПЕХА

МЕХАНИКА УСПЕХА

На вопросы корреспондента газеты «Московская правда» ответил сооснователь и директор группы компаний «Механика» Дмитрий Николаевич Даньшов.

– Насколько я знаю, компания «Механика» создавалась в «лихие 90-е». Тогда или сейчас, по вашему ощущению, условия более способствовали развитию бизнеса вообще и вашего в частности?
– Для развития бизнеса – и по ощущениям, и по объективным факторам – было проще «тогда», поскольку существовал огромный, ничем и никем не занятый рынок. Времена товарного голода и тотального дефицита. Еще был колоссальный резерв человеческого капитала. Немного растерянного, лишившегося «незыблемых ориентиров», но деятельного, прекрасно образованного, сохранившего советскую традицию порядочности и взаимопомощи. Промышленный потенциал угас не сразу. Проблем с инструментом, материалами, изготовлением сложной оснастки в первые постсоциалистические годы не возникало. С любым техническим вопросом можно было обратиться за консультацией в профильный институт, к инструментальщикам, станочникам, технологам. Специалисты еще не состарились, не разъехались и не утратили традицию делиться технической информацией азартно и бескорыстно, просто как с коллегой по цеху. Наверное, отчасти поэтому я до сих пор сложно отношусь к такому явлению деловой жизни, как современный «консалтинг». В полезность и компетентность завлабов и начальников инструментальных цехов я верю много больше, чем в заученные мантры некоторых модных «гуру бизнеса».
Конечно, были и сложности. И стремительный рост бандитизма был не единственной проблемой. Ограничивало отсутствие поголовно у всех экономически активных граждан знаний и опыта управления, организации, учета, планирования. В конце концов, ни у кого не было денег. Бизнес открывали на зарплату и сбережения. Еще важной особенностью того периода была тотальная наивность и неосознанный авантюризм.
Для развития бизнеса «Механики» пригодны и 1991, и 2018 годы. Мы – нишевая компания, со специализацией на ремонтном производстве, мы следуем за потребностями, в результате меньше зависим от внешних потрясений. Развивались тогда, развиваемся и сейчас. Просто набор возможностей и ограничений в разное время разный.
– С чего все начиналось и как удалось «отвоевать» место на этом рынке?
– Начиналось с работы мотористом в одном из первых «иномарочных» автосервисов. Потом появилась персональная специализация на производстве уплотнений, буквально вручную, потом постепенно формировался станочный парк. Отвоевывать место на рынке не было необходимости. Нужно было первым заполнить вакуум неудовлетворенных потребностей.
– Объясните, пожалуйста, смысл девиза вашей компании: «Мы против одноразового мира». За этим стоит какая-то философия?
– Скорее здравый смысл и инженерный подход. Инженерный – в противовес маркетинговому. Сознательно ограничивать ресурс техники, искусственно раздувать несуществующие потребности – преступно. Это истощает ресурсы планеты и отвлекает людские умы и руки от решения действительно важных задач. У хорошего конструктора цена и масса изделия должны стремиться к нулю, а ресурс – к бесконечности. Совершенно разумное правило советской инженерной школы. Вот мы и боремся в меру сил против навязывания идеи одноразовой техники. Восстанавливаем детали на промышленном оборудовании. Позволяем владельцу автомобиля, трактора или генератора самому решать, хочет он купить новый или его вполне устраивает этот. Противостоим манипуляциям глобальных торгашей, устраняем заложенные конструкторами слабые места. Может, это и философия.
– Когда и почему компания «Механика» стала «группой компаний»?
– По факту – с 1997 года, когда появилось второе и третье предприятие под нашим брендом, с такой же идеологией, но с независимыми владельцами. Называться «группой компаний» в буклетах и публикациях мы начали лет пять назад.
– Сколько сейчас производственных площадок по стране и в Москве? Какие из них имеют специфическую специализацию? Свои КБ?
– В Москве три больших цеха, и еще три пункта приема-выдачи заказов с небольшим собственным производством. По стране – 13 крупных цехов и более сорока партнерских предприятий под единым брендом. Некая специализация есть практически у всех цехов. У каждого из цехов есть своя изюминка – например, участок координатной расточки, КБ и опытное производство, литейное производство, участок восстановления деталей судовых двигателей, участок капитального ремонта с горячей обкаткой на стенде, и еще несколько. Народ у нас творческий, и проявлять созидательную инициативу на местах в компании принято.
– Производство собственных станков и оснастки для ремонта и восстановления двигателей – это вынужденный шаг или направление, изначально заложенное в концепцию развития?
– Начиналось все как вынужденный шаг. Покупая иностранное оборудование, попадаешь в зависимость от очень дорогих расходников. Начали с производства инструмента и станочной оснастки. Получилось. Потом, с учетом опыта эксплуатации импортных станков и знанием их ограничений, начали проектировать и запускать в производство собственные модели. Концепцию долгосрочную не разрабатывали. Действовали, исходя из насущной необходимости. Получилось в итоге неплохо.
– Я прочитал, что на своих производственных площадках ГК «Механика» ремонтирует до 4,5 тысячи двигателей в месяц. Откуда берется столько заказчиков и приходится ли за них бороться?
– В стране довольно большой и далеко не новый парк техники. Ездить, строить, возить нужно всегда. И в кризис тоже. Так что работы хватает. Есть уточнение: речь идет о 4,5 тысячи моторных комплектов или деталей двигателей, а не готовых моторах. Бороться за заказчика, конечно, приходится. Методы стары как мир: качество, цена, сроки. И еще: уберечь заказчика от ошибок и помочь решить его проблему. У наших сотрудников больше опыта в технологиях ремонта и восстановления деталей, чем у любого моториста. Мы должны делиться знаниями, не только продавать машинное время станков.
– Может быть, были какие-то необычные заказы и заказчики?
– О, да! Занятного накопилось много! Это и ретроавтомобили, и восстановление военной техники. Технологии и материалы авиационных моторов времен Великой Отечественной войны потрясают своим совершенством и сложностью до сих пор. Судовые двигатели, большие генераторы, гражданские версии танковых двигателей – все это очень интересно! По газопоршневым двигателям есть опыт работы. Газовое моторное топливо и двигатели на нем имеют хорошее будущее.
Ну а курьезные случаи и ярких заказчиков можно перечислять часами!
– При таком объеме работ, наверное, вам требуется много комплектующих. Кто вам их поставляет? Среди основных поставщиков больше отечественных или зарубежных?
– Увы, зарубежных намного больше. Страна экспортирует алюминий в чушках, а мы потом покупаем поршни, помпы, вкладыши и головки блока в Испании, Индонезии, ЮАР, Бразилии, Германии и Японии. Не удивлюсь, если узнаю, что привозим обратно алюминий РусАЛа. Внутреннее производство развивается медленно, локализация поставщиков автосборочных заводов идет тяжело. Иностранные автоконцерны жалуются на отсутствие внутри страны предприятий, готовых выполнять их требования по качеству, а главное, по логистике и администрированию. Мы скромнее автогигантов, но тоже больше работаем с иностранными поставщиками. Нередко размещаем заказы у них по нашим собственным чертежам. Мы лучше знаем, что нужно для ремонта техники, чем глобальные компании.
– Обращаются ли к вам изобретатели («современные Кулибины») с предложениями воплотить в жизнь какие-то «революционные» проекты? И если да, то какими?
– Конечно, обращаются. Опытное производство и конструкторское бюро загружены. В основном это импортозамещение. Производим и разрабатываем методом обратного проектирования расходники сложной импортной техники. Проще говоря, производим «по образцу» то, что стало дорого или недоступно покупать за валюту.
Есть собственные разработки: станки, оснастка.
«Кулибины» – это отдельная история. Много интересных идей доводится рассматривать – в диапазоне от курьезного до гениального. Год назад один молодой аспирант из серьезной аэрокосмической компании в порядке частной инициативы заказал технологическую проработку и производство действующего прототипа передающей антенны космического аппарата. Взялись, сделали. Аспирант потом принес отчет по результатам испытаний. Сигнал на 70% мощнее, чем у «зарубежных аналогов». Парень по расчетам ожидал 300%, но для первой итерации 70 – это ошеломительный успех. Вот ждем: со второй версией приедет уже не аспирантом, а как минимум к. т. н.
– Когда, по вашим прогнозам, размер двигателей уменьшится до минимального, как это, например, произошло с компьютерами?
– В современных автомобильных двигателях «даунсайзинг» уже достиг своего практического предела. Экономия массы и пространства имеет свои последствия в виде снижения общего ресурса, повышения тепловой нагруженности, жестких условий работы моторного масла, снижения надежности и ремонтопригодности. При этом на полезную работу у суперсовременного мотора расходуется примерно 350 граммов топлива из каждого сожженного килограмма. А в старом, тихоходном, архаичном судовом дизеле какого-нибудь 1970 года постройки на полезную работу расходуется 550 – 570 граммов. Так что прогресс не очевиден.
– Как я прочитал в вашей книге «Летопись Механики», вы начинали свой бизнес с изготовления прокладок для иномарок. Приходится ли и сейчас что-то делать своими руками? Именно как механику, а не бизнесмену?
– Выполнять чертежи, эскизы, работы механика – не разучился. Стараюсь поддерживать форму. В этом году сотрудников «Механики», в том числе меня, пригласили в проект «Техномакс» в качестве мастеров производственного обучения. Будем проводить занятия для студентов и горожан, желающих овладеть новыми профессиональными навыками. Обучая других, учишься сам и повышаешь собственный профессиональный уровень.
– Продолжаете ли вы писать? И если да, то когда мы сможем прочитать следующую вашу книгу и о чем она будет?
– Новое издание ожидается к концу мая. Это версия книжки «Летопись Механики» с добавлением новых глав и комментариями участников событий. После выхода первой книжки почти мистическим образом стали всплывать истории, подробности, параллельные сюжеты. Захотелось это записать и сохранить, добавить события и описания экономико-исторического контекста. Писалось изначально для узкого круга друзей, но оказалось интересным более широкому кругу читателей – это приятно.

Записал Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top