Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > ДЕТСКИЕ САДЫ ПОДТЯНУТ ДО УРОВНЯ ШКОЛ

ДЕТСКИЕ САДЫ ПОДТЯНУТ ДО УРОВНЯ ШКОЛ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при участии Института системных проектов МГПУ и Академии «Просвещение» провела исследование качества дошкольного образования. В течение двух лет эксперты оценивали детские сады по следующим критериям: обустройство пространства, уход за детьми (гигиена, безопасность, условия для сна и приема пищи), условия для занятий с детьми, характер общения взрослых и детей, режим дня, условия для педагогов и для включения родителей в образовательный процесс. Каждый показатель оценивался по семибалльной шкале.

В каждом регионе-участнике, а их было 74, были выбраны две группы детских садов: «лучшие» (в группу вошли детские сады, предоставляющие, согласно региональным критериям, более высокое качество образования: участвующие в конкурсах, проводящие стажировки, лидеры региональных рейтингов и так далее) и «случайные» (в группу были отобраны «рядовые» детские сады без указанных заслуг).

И вот что получилось. Средний индекс качества образования в группе «лучшие» оказался 4,05 балла из 7 возможных, в группе «случайные» – 3,74 балла. Это свидетельствует о том, что минимальные требования к условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта выполняются, но о развивающем характере образовательной среды, достаточных условиях для развития каждого ребенка в целом говорить пока рано.

Предметно-пространственная среда в детских садах тоже оказалась недостаточно насыщенной и многообразной. Детям часто недоступны разнообразные материалы, в том числе кубики, бумага, кисти, краски, книги, песок и вода и прочее. Редко встречаются в группах места для уединения и отдыха. Нечасто в группах можно увидеть индивидуальные детские работы, оформление группы с участием детей, детские фотографии.

В работе с дошкольниками практически не используются телевизор и компьютер. А если все же современные технические средства присутствуют в жизни дошкольной группы, дети не имеют возможности выбора: все вместе смотрят выбранный воспитателем материал (презентацию или мультфильм), а в свободной деятельности все это недоступно. Таким образом, дети стихийно осваивают гаджеты, компьютер и телевизор вне детского сада.

Все еще критическим остается большое количество детей в группах: в среднем 27 – 28 детей по списку, хотя присутствует, как правило, около 65% детей. Одной из проблемных зон, выявленных исследованием, являются также условия для дневного сна: спальни переполнены и кроватки стоят вплотную друг к другу. Не учитываются индивидуальные особенности детей в отношении дневного сна.

Условия для воспитателей также оставляют желать лучшего. В большинстве детских садов нет ни времени, ни места для отдыха педагогов, нет специального места для проведения обсуждений в коллективе, помещения для индивидуальных бесед с родителями.

По мнению председателя Всероссийского педагогического собрания Валентины Ивановой, чтобы повысить уровень дошкольного образования в стране, необходимо вводить систему аттестации педагогов-дошкольников, по принципу, похожему на аттестацию учителей. Хотя тут нельзя переборщить и требовать, чтобы с детского сада малышей готовили к ЕГЭ. Также нужно продумать механизм введения категорий для воспитателей и педагогов, чтобы они понимали, к чему им нужно стремиться. Только в этом случае получится повысить уровень дошкольного образования в детских садах.

Мона Платонова.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top