Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ О ЛЮБВИ»

«НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ О ЛЮБВИ»

Харизматичный режиссер Георгий Долмазян, который заставил заговорить о скромном театре «Мост» всю театральную Москву, представил в этом сезоне свою версию «Поминальной молитвы». Как можно поставить этот масштабный спектакль, который у многих ассоциируется только с театром «Ленком», времен его максимального расцвета, в камерном формате, успела узнать Мария Чемберлен.

Поначалу мне совсем не хотелось смотреть этот спектакль. Я выросла на ленкомовской версии и плохо представляю, как в принципе, можно это ставить по-другому. Но во-первых, с тех пор прошло много лет, нет ни гениального Евгения Леонова – Тевье Молочника, ни Александра Абдулова – неподражаемого свата Менахема, во-вторых, тема выселения за черту оседлости и духа утраты, который витает в воздухе, не очень вяжется с праздничной Москвой. Но в-третьих, такие темы не стареют и не перестают быть актуальными никогда, в-четвертых, решенная камерно пьеса с большим количеством действующих лиц только выиграла, став лаконичной и притчевой.
Театр «Мост» вообще хорош именно своей камерностью и минималистичностью. Здесь почти нет декораций и зритель слышит дыхание актеров, видит их живую реакцию в непосредственной близи. От этого есть некая дополнительная правда и особая интимность, которой так не хватает иногда большим постановкам.
Зато у режиссера всегда два бесспорных плюса в каждой его постановке – это виртуозное обыгрывание маленького пространства и фантастическая работа с актерами. Во всех его спектаклях очень точный кастинг и актеры играют с непередаваемым энтузиазмом. На сцене всего лишь разного размера лавки и белые шторы на окнах. Но ты видишь и деревенский дом, и храм внутри, и трактир, и замерзшее поле. Ведь достоверной игры и пары штрихов вполне достаточно, чтобы заставить зрителя и смеяться и плакать.
В «Поминальной молитве» главные роли исполняют Евгений Никулин и заслуженная артистка РФ Людмила Давыдова и делают это настолько реалистично и как-то даже по-домашнему, что кажется, ты смотришь спектакль про своих дальних родственников. В особенно пронзительных моментах грузная женщина рядом со мной начинала плакать, и мне очень хотелось передать ей платок и спросить, кого она потеряла недавно, настолько созвучным ей оказалось горе главных героев.
Впрочем, спектакль полон и искрометного еврейского юмора, и размышления о вечных ценностях. Простой вопрос выселяемого Тевье – разве он может увести с собой дуб, который посадил его дед, заставляет всех неизбежно задуматься о своих корнях.

Новая сценическая версия пьесы Григория Горина на протяжении сезона шла на сцене с переаншлагами. Успех премьеры режиссер Георгий Долмазян отчасти связывает с тем, что «вынашивал» свою «Поминальную молитву» на протяжении более двадцати пяти лет. После того как в 1993 году Долмазян увидел знаменитую ленкомовскую постановку Захарова, он оставил работу в кино и решил полностью посвятить себя театру.
«Этот спектакль о любви вселенского масштаба в малой церкви – в семье. О любви двух взрослых людей друг к другу, к своим детям, своему дому и всепрощающему Богу. Пережить все испытания: революцию, погромы, переселение за черту оседлости – и в конечном счете победить возможно только при одном условии – если в душе твоей живет Большая Любовь.
Хотя самое популярное и одновременно самое ошибочное мнение в связи с выходом моего спектакля, что «это про войну в Украине, Донбас и Крым». Считаю такой выбор спекуляцией от ума. Мне важнее было найти духовую составляющую сюжета – в момент глобальных общественно-политических и личных потрясений молочник Тевье сомневается во всесильном Боге, которому он был предан всю свою жизнь, происходит «подмена» Любви на фанатизм, законничество, нетерпимость, неуступчивость… Материала актуальней сложно найти. Это просто неоспоримо – современное общество сегодня возвращается к законам мести, агрессии и, к сожалению, огромной ненависти. Ему необходимо напомнить о Любви».

Следующие спектакли театра «Мост», смотрите в новом сезоне. А до его начала, с 20 по 24 августа, в Москве состоится XII Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA) и VI Московский международный фестиваль университетских и молодежных театров. На конгресс съедутся театралы со всех континентов. Свои исследовательские и научные работы представят специалисты и коллективы из Австралии, Аргентины, Филиппин, США, Великобритании, Бельгии, Италии, Франции, Болгарии, Латвии, Беларуси и России. За пять дней этого культурного международного форума будет прослушано 75 докладов и презентаций, сыграно 11 спектаклей, проведены ежедневные мастер-классы. Следите за афишей. https://www.teatrmost.ru/events/11258/
Мария Чемберлен.

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top