Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > СМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – НА ГРАНИ…

СМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – НА ГРАНИ…

Сенатор Людмила Бокова выросла на журнале «Мурзилка», а сейчас его можно видеть только на ее совещании о плачевном положении детской прессы
Зампред комитета СФ по конституционному законодательству Людмила Бокова провела в среду семинар-совещание «Государственная поддержка средств массовой информации, выпускающих продукцию для детей и подростков: состояние, проблемы, перспективы».
Если честно, перспективы негативные. Есть угроза повышения НДС Почта увеличивает тарифы доставки с 1 июля. Но и сейчас не доставляет, журналы остаются в отделениях связи и возвращаются. Подписчики жалуются на редакцию и отказываются от подписки. Вредительски ведет себя сокращающаяся киоскерная сеть, причем во вред себе же, поскольку детские журналы востребованы. Агрессивны торговые сети, до 90 дней не оплачивают поставки и взимают за возврат плату с полным НДС. За полку требуют дополнительную плату.
Столь же угрожающая перспектива для единственного полноценного детского канала «Карусель», который вошел в мультиплекс и вынужден будет платить непомерные деньги за распространение сигнала. В большинстве стран и в России тоже запрещена реклама в детских изданиях. Лично я убил бы рекламу на корню как форму контаминирующего экстремизма, но в итоге детские каналы лишились источника финансирования и зрители лишаются этих каналов.
То, что заключение правительства не может быть положительным, очевидно. Для внесения законопроекта требуется хоть какое-то заключение, таков регламент Госдумы и тут налицо ограничение конституционного права законодательной инициативы.
С другой стороны, если есть депрессивная политическая воля, льготы против нее слабо помогут.
Общая картина не укладывается в рынок, явно отражая борьбу с конкурентами Google-культуры. Сенатор Бокова исходит из того, что IT-отрасль удалось поддержать и для детской прессы тоже надо пытаться. Бокова считает, что какая-то форма поддержки должна быть. Глобально мы не изменим, но дадим дополнительный стимул. Сенатор с соратниками подготовила законопроект о льготах по НДС и страховым сборам, ждет заключения правительства. Если будет отрицательное, готова начать сначала.
Бокова помнит, как мы росли на журнале «Мурзилка», потом по наследству от старшей сестры досталась «Пионерская правда», журналы «Пионер» и «Смена». О подвигах Геракла знала именно по журналу «Мурзилка». Детские журналы можно было читать в библиотеке.
Теперь госпожа сенатор сама уподобилась Гераклу и обречена разгребать нормативно-правовые конюшни, через которые приходится прорываться к развитию отечественной культуры и цифрового развития.
В 2000-х годах Бокова преподавала историю в школе и ее ученики цитировали мультфильмы Диснея, где есть проблемы с исторической достоверностью. На сегодняшнее мероприятие представителей компании пригласили, но они не пришли.
Главный редактор журнала «Мурзилка» Игорь Загоруйко рассказал, что журнал «Мурзилка» без перерыва издается с 1924 года. Начинался как приложение к «Рабочей газете» для просвещения детей. Решили использовать название дореволюционного издания. Сначала образа героя не было, нужно было развивать соцреализм. В советское время «Мурзилка» выходила тиражом до пяти миллионов. Сейчас 35 тысяч. В следующем году редакция будет отмечать 95 лет. Есть сайт murzilka.org.
У дореволюционной «Мурзилки» канадские корни, в позапрошлом веке Палмер Кокс придумала истории маленьких человечков.
Загоруйко подтвердил, что его журнал в некотором смысле конкурент Googl-культуре.
В материалах к семинару-совещанию Боковой указано, что СМИ для детей и молодежи являются важной частью отечественной культуры. Сегодня к традиционным детским журналам и газетам, теле- и радио- программам прибавляются интернет-ресурсы. В России для подростков в возрасте 14 – 17 лет основным источником новостей становится «YouTube» (46%). При этом более половины российских подростков предпочитают использовать соцсети для поиска развлекательного контента (54%), а также для общения с друзьями (78%).
Современные СМИ, новые информационные технологии могут оказывать как негативное влияние, так и открыть перед детьми и молодежью дополнительные возможности в области образования, получения знаний. Подросткам свойственно попадать под влияние интернет-сообществ, формирующих асоциальную шкалу жизненных ценностей. В 2016 году «Лаборатория Касперского» провела международное исследование поведения детей в Интернете и установила, что больше половины несовершеннолетних пользователей (58%) скрывают от родителей, чем они занимаются в Сети. Возникает необходимость научить людей медиаграмотности, защитить детей и подростков от вредной информации.
Детские СМИ традиционно играли позитивную роль в образовании и воспитании детей. Первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и ума» основал в 1785 году просветитель, журналист и издатель Николай Новиков. Контент журнала составляли нравоучительные рассказы, басни, сказки, стихи и пьесы, а также небольшие познавательные статьи об окружающем мире и мировой истории.
Печатные СМИ для детей можно разделить на издания, создаваемые профессиональными журналистами и создаваемые самими детьми. Они имеют большое значение для социализации и ранней профориентации подрастающего поколения. Многие юнкоры впоследствии становятся профессионалами.
С помощью СМИ в массовом сознании формируется образ героя нашего времени, являющегося образцом для подражания.
По данным Роспечати, в 2017 году в сегменте детских журналов на 6% увеличился объем читательской аудитории. Продолжает развиваться Издательский дом «Пресс-Курьер» – крупный журнальный издательский дом. В 2017 году он выпустил научно-популярный журнал «Космос» и два исторических журнала – «Секретные архивы» и «Тайны СССР». Все три издания рассчитаны прежде всего на подростковую и юношескую аудиторию, имеют печатную и электронную версии. Также развиваются детские журналы этого издательского дома «Ёжик» и «Маша в стране чудес».
Крупнейшим отечественным рыночным издателем детской периодики и книг является АО «Эгмонт Россия Лтд». Издательство выпускает более 40 детских журналов и несколько серий детских книг, а его доля на российском рынке детской периодики и литературы превышает 60%. Наряду с «Hearst Shkulev Media», «Вайей Media Group», «Hubert Burda Media» и «lndependent Media» AO «Эгмонт Россия Лтд» входит в топ-5 журнальных издательств страны, занимая 4-ю позицию. Кроме того, в 2017 году «Эгмонт» занял 6-е место среди российских издательств по количеству выпущенных наименований и общему тиражу издаваемых книг (13,9 млн экз.)
До последнего времени «Эгмонт» традиционно позиционировался как издательство, выпускающее журналы и книги по ведущим мировым франшизам – «Disney», «Hasbro», «Mattel». Ho с середины 2017 года компания значительно расширила свой портфель за счет качественной отечественной детской литературы и периодики.
Тиражи детских СМИ сокращаются. Детские периодические издания во многом существуют благодаря усилиям энтузиастов. В 2017 году, например, достаточно широкий резонанс в обществе вызвала приостановка выпуска качественного детского экологического журнала «Муравейник». В 2018 году выпуск журнала возобновился. В 2017 году благодаря четырем энтузиастам в г. Нижний Тагил Свердловской области был начат выпуск детского журнала «Красная ворона», рассказывающий юным читателям о самобытности этого города и края. Но значимой поддержки его учредители ни от кого не получили. В январе в Петербурге состоялся круглый стол по проблемам детской прессы. По словам организаторов, 10 лет назад, в городе было 17 детских изданий. Сегодня осталось 8, но только 3 из них имеют подписчиков. Резко уменьшились и тиражи изданий. Если раньше они были многотысячными, то сегодня выходят тиражом не более 3 – 5 тыс. экземпляров.
Из общей доли «детского» контента на российских эфирных телеканалах больше половины приходится на мультипликационные сериалы. Блоки детских программ на универсальных общедоступных каналах ограничены по времени, в эфире преобладают зарубежные программы, преимущественно развлекательные и зачастую старого производства. Доля отечественных мультфильмов на федеральных телеканалах сегодня составляет не более 15%, причем практически половина их создана еще во времена СССР.
Несмотря на востребованность детских программ, федеральные каналы стараются не ставить их в сетку вещания. Основная причина этого заключается в том, что согласно закону «О рекламе» ее размещение в детских программах ограничено. В то же время замена «детского» контента «взрослым» позволяет телеканалам использовать максимально допустимое рекламное время.
Мировой опыт показывает: в большинстве развитых стран рынок детского телевидения требует поддержки со стороны государства. Единой системы ее реализации не существует. В одних странах роль детского вещателя берут на себя общественные телеканалы, в других – четко прописаны обязательства для коммерческих вещателей относительно доли детских программ в их эфире. При этом иногда разграничиваются такие понятия, как мультипликация и детские программы, благодаря чему они не могут подменять друг друга.
Во многих странах введены требования по объему размещения программ местного производства и система маркировки контента. Размещение рекламы в детских программах так же, как и в России, ограничено в большинстве государств.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top