Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ТАЙНЫ РУССКОГО АВАНГАРДА

ТАЙНЫ РУССКОГО АВАНГАРДА

В Музее русского импрессионизма (Ленинградский проспект, 15 стр. 11) открыта выставка «Импрессионизм в авангарде». В экспозицию вошло более 60 работ русских авангардистов из 14 государственных музеев и 17 частных собраний. Среди них Михаил Ларионов, Роберт Фальк, Казимир Малевич, Алексей Явленский, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александра Экстер, Надежда Удальцова, Антонина Софронова, Ольга Розанова и многие другие.

Цель выставки — показать, что российский авангард начала XX века, прославивший русское искусство на весь мир, теснейшим образом был связан с французским импрессионизмом. Представленные работы показывают, что живопись французских импрессионистов и постимпрессионистов была своего рода учебным периодом для русских авангардистов, трамплином для прыжка к ярким революционным открытиям. Синтезируя достижения французов с приемами народного примитива, кубизма, футуризма и даже супрематизма, они создавали новый, чисто российский стиль.


Каждый из экспонатов таит в себе неожиданности. Например, картина М. Ларионова «Прогулка». В центре полотна — грубо прописанное дерево, а главные персонажи сдвинуты в угол, причем лицо девушки наполовину обрезано. Эта нестандартная композиция позволила бывшим владельцам картины разрезать холст на две половины, и до недавнего времени «Прогулка» существовала в виде двух отдельных картин. Уезжая из России в 1915 году, Ларионов отдал свои работы на хранение близкому другу Льву Жегину, у которого коллекционер Валерий Дудаков купил левую часть полотна с изображением влюбленных. Вторую половину холста Дудаков обнаружил на зарубежном аукционе почти тридцатью годами позднее; купив картину, он отдал обе части на реставрацию, и вот, спустя десятилетия полотно выставлено целиком.


В нежной «Сирени» Н. Гончаровой будет трудно узнать позднейшие кубистические композиции, ставшие хрестоматийными примерами творчества мастера. Тонкие и лиричные пейзажные зарисовки Давида Бурлюка расскажут о ранних экспериментах «отца русского футуризма» в стилистике французских импрессионистов. А чудесный натюрморт Надежды Удальцовой «Весна в деревне» 1947 года был написан «в стол», т.к. не мог быть показан публике, как «отрыжка гнилого буржуазного искусства Запада».
Важной частью работы выставки стала первая международная конференция «Импрессионизм в авангарде». Специалисты со всего мира обсудили влияние импрессионизма и постимпрессионизма на мастеров русского авангарда, его освоение и отражение в русском искусстве как в период, предшествующий радикальным авангардным экспериментам начала XX века, так и во время формирования советского модернизма в 20–30-е годы.

Выставка открыта до 19 сентября.

Олег Торчинский.

Добавить комментарий

Loading...
Top