Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АЭРОПОРТ!

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, АЭРОПОРТ!

11 августа 1959 года в Москве был открыт аэропорт «Шереметьево»: в этот день на его взлётно-посадочную полосу приземлился первый Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда.

Центральный аэродром ВВС

Изначально Шереметьево строился как главный аэродром военно-воздушных сил Советской армии, но впоследствии стал гражданским аэропортом. 1 сентября 1953 года вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе села Чашниково, а 25 октября на станцию Лобня уже прибыли первые эшелоны военных строителей. Так началось строительство аэродрома «Шереметьевский», а вместе с ним и военного городка, предназначенного для расквартирования личного состава переводимой сюда 2-й авиационной Краснознамённой дивизии особого назначения, которая до этого 15 лет дислоцировалась на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе, более известном как «Ходынка».
За 1953–54 годы были построены сборно-щитовые казармы, железнодорожная ветка, сооружен временный бетонный завод, расчищена площадь под летное поле аэродрома, сданы в эксплуатацию двенадцать 8-квартирных домов. В 1954–55 годы началось строительство взлетно-посадочной полосы, объектов аэродромного назначения, складов горюче-смазочных материалов, трубопровода. Выполнены работы по подготовке «корыта» — основания для взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и мест стоянок воздушных судов. Заложен фундамент здания командно-диспетчерского пункта. В 1956-ом возведен мост через речку Клязьму, введена в строй правительственная автодорога № 9, соединившая объект с Ленинградским шоссе. Сооружены склады № 1 и № 2 ГСМ, введен в эксплуатацию базовый склад ГСМ и заложены соединяющие их трубопроводы. Завершено строительство взлетно-посадочной полосы длиной 3 тыс. 500 метров и шириной 80 метров. В 1957-ом введены в строй взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полетов.
7 октября 1957 первыми совершили посадку на новом аэродроме «Шереметьевском» 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октября.

Аэродром становится аэропортом

Инициатором гражданского перепрофилирования «Шереметьевского» считается сам Никита Хрущев. По свидетельствам современников, во время визита в Великобританию руководитель страны был настолько поражен размахом лондонского аэропорта «Хитроу», что, прилетев обратно и приземлившись в «Шереметьевском», он оглядел взлетные полосы, казармы и поселок и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт!».
В 1959-ом Государственный проектно-изыскательный и научно-исследовательский институт ГА «Аэропроект» получил задачу создать проект нового аэропорта для осуществления пассажирских авиаперевозок. По первому проекту территория аэропорта была разделена на 2 сектора. Сектор №1 (северная часть территории аэродрома) включал в себя ЦПУ, склады ГСМ, складские помещения, котельную, технические здания и корпуса, а также служебно-жилую инфраструктуру (общепит, прачечную, баню, столовые и т. п.). К сектору № 2 (южная часть аэродрома) были отнесены перрон с аэровокзалом, предполагавшимся для обслуживания правительственных перевозок, служебное здание, несколько других зданий и сооружений служебного назначения. Оба сектора увязывались аэродромным сектором, включавшим взлетно-посадочную полосу, магистральную и соединительные рулежные дорожки, места стоянок самолетов и перроны.
Первоочередными задачами, требующими незамедлительного решения, стали замена радиосветотехнического оборудования, строительство на территории сектора № 1 аэровокзала, цеха бортового питания, гостиницы для пассажиров, багажного павильона, ангара линейных эксплуатационных мастерских (ЛЭРМ), корпуса вспомогательных производств, здания техслужб и других сооружений, необходимых для обеспечения регулярных полетов.
30 июля 1959 года был подписан приемо-сдаточный акт. В этом историческом документе военная сторона заявила о сдаче аэродрома «Шереметьевский», а гражданская — о его приемке. К приемо-сдаточному акту прилагались ведомости зданий и сооружений, находившихся в стадии строительства, которые подлежали передаче ГВФ (Гражданского воздушного флота) после его окончания. А в следующем месяце вышло Постановление Совета Министров СССР, согласно которому Центральный аэродром ВВС «Шереметьевский» прекратил существование и передан Главному управлению ГВФ. К 1970 году он стал крупнейшим в СССР.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top