Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «ГОСПОДИ БОЖЕ, ПОЗВОЛЬ ХОТЬ ЕЩЕ НЕМНОГО ПОРАБОТАТЬ!»

«ГОСПОДИ БОЖЕ, ПОЗВОЛЬ ХОТЬ ЕЩЕ НЕМНОГО ПОРАБОТАТЬ!»

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына (Нижняя Радищевская ул. 2) и Фонд «Возрождение памяти Марии Башкирцевой» показывают выставку «Избранница судьбы», посвященную 160-летию со дня рождения этой неординарной художницы, ушедшей из жизни в 26 лет, но сумевшей за эти короткие годы создать ряд талантливых полотен и знаменитым ее Дневник.

В Париже в Люксембургском музее есть статуя «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти. В руках ангела список великих людей, сошедших преждевременно в могилу. В нем среди восьми французских имен одно русское: Мария Башкирцева.
Имя Марии Башкирцевой широкой публике в наше стране почти неизвестно. Ее картины (около 150) разбросаны по музеям и частным коллекциям разных стран. Но гораздо более известен ее Дневник, изданный посмертно во Франции (4 тома), а в конце XIX века в России (о том, что текст был жестоко сокращен стало известно только в наше время, но об этом ниже). А тогда не было в России интеллигентного человека, не прочитавшего записок Марии. Молодая Марина Цветаева свой первый сборник стихов посвятила «Блестящей памяти Марии Башкирцевой, той девушки – виденью Рая».
Мария Башкирцева (1858–1884) родилась в имении Гайворонцы близ Полтавы. Отец ее – Константин Павлович был предводителем местного дворянства, дед – генерал Павел Григорьевич – герой Крымской войны. По материнской линии род Марии был очень древним, дед ее до конца дней своих гордился происхождением от татарских мурз первого нашествия.

Искусство с детства было рядом с Марией. В 7 лет – танцы, в 14 –пение, и наконец, литература и живопись – до конца дней. Блестящее гуманитарное образование, в частности знание латыни, древнегреческого и еще пяти иностранных языков говорят о незаурядном даровании. Богатство, родовитость дают возможность продолжить образование заграницей. Она успела увидеть и буквально впитать высокое искусство Европы – Германии, Франции, Италии, Испании.
Окруженная ежедневной заботой родных, Мария росла капризной и самовлюбленной. Мысли и чаяния свои она поверяла дневнику, который начала вести с 12лет. Они амбициозны, иногда наивно кощунственны: «Избранником моим должен быть богатый граф или князь». «Я хочу выезжать в свет, я хочу блистать в нем, хочу занимать в нем выдающееся положение. Я хочу быть богата, хочу иметь картины, дворцы, бриллианты, хочу быть центром какого-нибудь блестящего кружка». «Я хочу быть Цезарем, Августом, Нероном, Каракаллой, Дьяволом и Папой Римским»…
Страшный диагноз – «прогрессирующая чахотка» ставит крест на этих мечтах. Примитивно-эгоистические мечтания вытесняются другими. Теперь счастье доставляют и интересная книга и нечаянно предоставившаяся возможность помочь бедным. Мария увлекается науками – биологией, физикой, читает в оригиналах Плутарха, Плиния, Гомера, Горация, Данте, Шекспира Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Диккенса, Золя, Льва Толстого. И начинает задумываться о смысле жизни. Начинается ее трудное – ступень за ступенью – восхождение к духовному совершенству.
А главное – она начинает всерьез заниматься живописью, не отходя от мольберта по 8-10 часов. Ее работы отличаются смелой, уверенной композицией, своеобразием колорита. Она создает целую галерею портретов своих современников, в которых запечатлены черты эпохи. Ее волнует «театр живого человека», определяющий философию времени.

Работать становится все труднее, она теряет слух, ухудшается зрение. Но продолжает работать. И обращается к Богу с отчаянной молитвой: «О, Господи! На коленях молю Тебя: позволь еще хоть немного поработать!»
За три месяца до смерти она записывает в дневнике еще твердой рукой: «Прочла «Войну и Мир» Толстого. Думаю, что живя во Франции, и я работаю во славу своей родины».
В конце жизни к Марии пришла любовь. Не богатый граф или принц, а «маленький некрасивый человечек» который кажется ей прекрасным: художник Жюль Бастьен-Лепаж (в ГМИИ им. Пушкина есть его полотно «Деревенская любовь»). Ей кажется, что она обрела наконец счастье: она любит, ее любят, Но Жюль также тяжело болен. «Его приносят и усаживают в кресле рядом со мною. … Он вздыхает: «О. если бы я мог писать!». А я?
Мария умерла 31декабря 1884 года. Жюль пережил ее на несколько месяцев. На столичном кладбище Пасси над ее могилой возвышается часовня, возведенная братом Жюля архитектором Этьеном Бастьен-Лепажем. В 80-е годы ушедшего века у могилы нередко предавался медитациям президент Франции Франсуа Миттеран.

Когда в 1990-е годы Французская ассоциация «Круг друзей Марии Башкирцевой» начала публикацию ее Дневника (в общей сложности 5 тысяч страниц в 20 томах), выяснилось , что почти сто лет они печатались в искаженном виде: родственниками были изъяты или переделаны куски текста, которые с точки зрения той эпохи не должна была писать молодая девушка. А у Марии было острое перо и она весьма нелестно отзывалась о некоторых людях, которые были еще живы во время первого издания Дневника.
Судьба сурово обошлась и с картинами Марии. Только немногим из них было суждено дойти до нас. Часть работ, переданных матерью художницы в дар Русскому музею, была во время войны переправлена на Украину и погибла при бомбежке. Возвратилась лишь одна «За книгой». Русский музей в Петербурге, Третьяковская галерея в Москве, Люксембургский музей в Париже, Ницца, Амстердам, несколько частных собраний в разных странах хранят ее работы…

На выставке в Доме русского зарубежья, проводимой в России впервые, представлены уникальные экспонаты из частного собрания Татьяны и Николая Швец. Это ранняя графика периода обучения в Академии Жюлиона, полотно «Молодая женщина, читающая «К вопросу о разводе» А. Дюма (1880) (более ста лет считалась утраченной), фотографии Марии и ее близких, ее личные вещи, издания Дневника. Может быть, выставка станет первым шагом к созданию музея Марии Башкирцевой в России…
Мы публикуем помимо фотографии Марии Башкирцевой репродукции ее работ: «Автопортрет», «Дождевой зонтик», «Митинг», «В студии», «Жоржетта» и последней (незаконченной) картины «Весна».
Выставка открыта до 20 сентября. Вход свободный.


Олег Торчинский

Добавить комментарий

Loading...
Top