Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > БЕРЕЗА КАК АРТЕФАКТ

БЕРЕЗА КАК АРТЕФАКТ

В Государственном музее А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2) галерея «Ковчег» совместно с музеем показывает выставку «Время берез», раскрывающую эволюцию темы БЕРЕЗЫ в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, а также в таких неожиданных областях, как политическая пропаганда, дипотношения, спорт, балет и т.д. Здесь вы увидите в едином выставочном пространстве берестяные короба и лапти, туеса и берестяные грамоты. А также живописные полотна классиков и современников – А. Грицай и Вл. Юкин, А. Максимов и Л. Тишков… Старинные фотографии дворянских усадеб и парков. А еще инструментарий для добычи березового сока, емкости с настоем из березовых почек и многое другое.


Береза – вечная составляющая российского фольклора, сказок и народных примет. На праздник Троицы молодыми березовыми ветками украшались крестьянские избы. В изданной в России в 1905 году книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» приведено киргизское поверье: «Где меж елей вырастет берёза, туда непременно придут русские». Некогда с берёзы начался Невский проспект в Петербурге: на месте Адмиралтейского сада было посажено четыре ряда берёз, и это положило начало городской магистрали.


Многие годы образ березы, как образ родины, непререкаемо трактовался как сугубо российский, а потом и советский. Кто только не «позировал» художникам на фоне березовой рощи, от Сергея Есенина и Юрия Гагарина до Никиты Сергеевича с Фиделем Кастро. Новый разбег березовая тема получила в постсоветском искусстве.


Постепенно оказавшись безоговорочным символом России и СССР, слово «березка» зажило самостоятельной жизнью. В спортивном комплексе «ГТО» появились физкультурное упражнение «березка». Под тем же названием был создан академический танцевальный ансамбль (1948), по всей стране открывались многочисленные одноименные кафе и кинотеатры. И, конечно, как не вспомнить такой рудимент советской эпохи, как, сеть инвалютных магазинов «Березка». Для обычных посетителей вход туда был закрыт, там по знаменитым «сертификатам»могли отовариваться импортными продуктами и потребительскими товарами только иностранцы и дипсотрудники…


Разумеется, устроители нынешней выставки не смогли исчерпать всех аспектов заявленной темы – однако же, рассматривают свой проект как одну из первых попыток приближения к пониманию «березового феномена».
Одновременно в музее функционируют и другие выставки, открытые в День города: «Новые поступления», «Праздников блестящие тревоги (Праздничная культура России Х1Х века)»; «Москва в творчестве группы «13». О них в следующий раз.
Выставка открыта до 25 ноября.

Олег Торчинский.

Добавить комментарий

Loading...
Top