Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «КАДА СЕ ВОЛГА УЛИВАЛА У САВУ»

«КАДА СЕ ВОЛГА УЛИВАЛА У САВУ»

В рамках серии мероприятий, посвященных 180-летию установления дипломатических отношений между Россией и Сербией, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (Нижняя Радищевская, 2) открыта художественно-документальная выставка «Русский комикс Королевства Югославия». Организаторы: Министерство культуры и информации республики Сербия, Белградский университет, Архив Югославии, Исторический архив Белграда, Архив Алтера, Союз комикс-художников Сербии и Дом русского зарубежья.


После окончания Гражданской войны на чужбину хлынули русские беженцы, как остатки частей белой армии, так и гражданские лица. Они рассыпались по всему миру – от Парижа до Шанхая, от Берлина до Асунсьона в Парагвае. Жилось им по-разному, но нигде, пожалуй, они не были приняты с таким радушием и добрым участием, как в Королевстве Сербия, Хорватия, Словения (с 1929 года – Королевство Югославия).

Ибо русская диаспора находилась под личным покровительством короля Александра I Карагеоргиевича (1888 – 1934), выдающегося политического деятеля, крестного российского императора Александра III, названого сына Николая II. Он получил блестящее образование в Училище правоведения в Петербурге и в Пажеском корпусе и навсегда остался горячим поклонником России. Функционировали организации помощи русским беженцам, научные и творческие объединения, русские имели возможность помолиться в храме св.Троицы в Белграде. И они сторицей платили за радушие. Архитектура и мостостроительство, балет и опера, театральное искусство, лесоводческое дело и медицина, машиностроение, наука и философия — всюду встречаются русские имена. Именно в этих условиях родился феномен русского комикса Югославии межвоенного периода (1935 – 1945). Русские издатели и предприниматели, художники и сценаристы, переводчики и популяризаторы составили основу золотого века югославского комикса и внесли в европейский комикс и русские темы, и русские художественные традиции.


На открытии выставки в центре внимания аудитории была гостья из Сербии Ирина Антанасиевич, профессор, д-р филологических наук, преподаватель русского языка на филологическом факультете Белградского университета, почетный профессор Тюменского университета, автор 5 книг, словаря и многочисленных научных работ. В том числе презентованной на выставке книги «Русский комикс Королевства Югославия». Выставка стала возможной в результате многолетних поисков возглавляемой ею команды специалистов, аттрибутирования и исследования чудом сохранившихся в архивах и библиотеках восьмидесятилетних комиксов. Печатались они на дешевой газетной бумаге, и век их был недолог: прочтение – урна.
Неудивительно, что сохранились лишь единичные экземпляры. Ирине Антанасиевич и ее сотрудникам удалось собрать почти полный корпус русских комиксов, изданных в Югославии. И на выставке в Москве представлены оригиналы. О чем она с гордостью сообщила, тут же извинившись, что каких-то двух изданий представить не смогла!.. Сегодня из тьмы забвения выплывают имена художников, создавших русский комикс в Югославии: Юрий Лобачев и Анатолий Прицкер, Александр Ивкович и Павел Поляков, Николай Навоев и Константин Кузнецов, Алексей Ранхнер и Сергей Соловьев, Иван Шеншин и Владимир Жердинский, Николай Тищенко и Всеволод Гулевич.


Датой рождения авторского русского комикса Югославии следует считать 1935 год, когда Юрием Лобачевым (1909 – 2002), сыном русского дипломата, был основан «Белградский круг художников» и был выпущен первый номер журнала «Стрип» с комиксом «Луч Смерти» по мотивам «Гиперболоида инженера Гарина» А. Толстого. Сегодня в Белграде есть «улица Джордже Лобачева» и школа комикса его имени. На вечере в Москве присутствовал сын художника Дмитрий Юрьевич Лобачев, поделившийся воспоминаниями об отце.


Тематика русских комиксов (на сербском и русском языках) – по сути дела вся мировая классика: Шекспир и Сервантес, Гете и Диккенс, Мелвилл и Гюго и совсем близкий по времени Ярослав Гашек (бравого солдата Швейка любили в Сербии, и его блестяще изобразил Иван Шеншин). Не обошлось, конечно, без бульварных детективов, в основном американских и французских. Следует учесть и антисоветскую трактовку недавней истории, ведь некоторые из художников воевали на стороне Белого движения и даже были участниками трагического Ледяного похода. Показательна судьба Сергея Соловьева, оформившего комикс «Казаки» по мотивам «Тихого Дона» М. Шолохова, где, несмотря на подчеркивание братоубийственной сущности Гражданской войны, Красная армия показана резко отрицательно. Номер с «Тихим Доном» вышел на третий день после варварской бомбежки Белграда немецкой авиацией… А в первые послевоенные годы С. Соловьев сделал комиксы по «Сыну полка» В. Катаева и о битве на Курской дуге, к сожалению неоконченный. А родом он был из Курской губернии…


Русские художники познакомили югославского читателя с необъятными богатствами русской литературы, с творениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Куприна и даже Чарской, «раскадрованными» на картинки в хорошей реалистической манере, иногда стилизованные под Билибина. Но были комиксы и по советской литературе, например по «Старику Хоттабычу» Л. Лагина, «Двенадцати стульям» Ильфа и Петрова. А также рассказ в картинках «Челюскинцы».


Золотой век русского комикса Югославии закончился в 1945 году. Как в титовской Югославии, так и в СССР комикс был признан вредным, низкопробным буржуазным жанром, разлагающим читателя. Поэтому, как сказал директор Дома зарубежья В. А. Москвин, выставка важна по двум причинам: она возвращает из забвения имена русских художников, работавших в довоенной Югославии, и восстанавливает доброе имя жанру комикса.
На выставке представлены комикс-журналы давних лет (оригиналы), авторские эскизы и зарисовки, архивные документы и фотографии, биографические данные об авторах.
Выставка открыта до 31 октября. Вход свободный.

Олег Торчинский.

Добавить комментарий

Loading...
Top