Вы здесь
Главная > #МОСКВА > СТАРТОВАЛА РЕСТАВРАЦИЯ ГАРАЖА ГОСПЛАНА

СТАРТОВАЛА РЕСТАВРАЦИЯ ГАРАЖА ГОСПЛАНА

В Лефортове началась реставрация «дома-фары» – здания гаража Госплана (ул. Авиамоторная, д. 63, стр. 1). Здание было возведено в 1936 году по проекту архитектора Константина Мельникова и считается символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре.

«Гараж Госплана — последнее крупное здание, созданное по чертежам знаменитого архитектора Мельникова, оно было построено в 1936 году и стало символом завершения эпохи авангарда и конструктивизма в советской архитектуре», – сообщили в столичной мэрии.

Отличительной особенностью здания является большое окно на западном фасаде – в виде фары, или «глаза», как называл его сам архитектор.

Основная часть дома — одноэтажная. Она предназначалась для стоянки автомобилей, здесь также размещалась столовая. В четырехэтажном корпусе гаража располагались административные помещения и мастерские. Это сооружение подчеркнуто объемными вертикальными колоннами, как бы прорезающими здание. Во двор выходят прямоугольные окна, повторяющие направление внутренних лестниц.

Как отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов, реставрация здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, неоднократно откладывалась из-за неправомерных действий собственника.

«За последних три года было выписано штрафов на общую сумму около четырех миллионов рублей», – заявил глава Мосгорнеаследия.

Теперь специалисты приступили к работе. Им предстоит отреставрировать фасады здания — избавиться от существующих трещин, привести в порядок цементную штукатурку и покрыть стены защитными растворами. Гараж выкрасят в белый и желтый цвета в соответствии с колористическим паспортом здания.

История гаража

Авангардное здание было построено для автомобилей Госплана СССР (ведомства, занимавшегося общегосударственным планированием развития народного хозяйства). Его возведение было поручено архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 7 во главе с архитектором Валерием Курочкиным. Константин Мельников проектировал только архитектурное оформление фасадов. По его задумке, композиция гаража напоминает автомобиль — с фарой, вытянутым крылом первого этажа и решеткой радиатора — вертикальными белыми колоннами. В 90-е годы прошлого века гараж получил статус объекта культурного наследия регионального значения.

Госплан СССР занимал здание до 1955 года, потом оно был отдано в пользование 8-му таксомоторному парку Москвы. С 1990-х помещения гаража сдаются в аренду.

Константин Мельников — один из родоначальников советского авангарда. Широкую известность ему принесло строительство павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В результате ему поступил заказ — разработать проект гаража на тысячу машин для столицы Франции. Архитектор предложил несколько вариантов — полупрозрачный десятиэтажный стеклянный куб и здание с консольно-подвесными конструкциями. Эти проекты так и не были реализованы, однако Мельников использовал некоторые архитектурные решения при строительстве гаражей уже в Москве.

Так, он разработал особую систему проектирования, которая была основана на учете точных маневров автомобилей. По задумке, каждая машина попадала в гараж, занимала свое место и выезжала, двигаясь только вперед. Именно по такому методу в 1930-е годы были построены два гаража — на Бахметьевской и Новорязанской улицах. В их проектировании принимал участие известный русский инженер Владимир Шухов(1853–1939). Однако в случае с гаражом на Авиамоторной Мельников занимался только обликом здания, сконцентрировавшись на крупных формах, прямых линиях и объемах. Внутренней же частью и планировкой занимались его коллеги из мастерской Моссовета № 7.

Константин Мельников также проектировал здания домов культуры, например Дом культуры имени Русакова (1929) или клуб Дорхимзавода имени М.В. Фрунзе (1929). Кроме того, в 1929 году архитектор разработал проект Парка Горького и закончил строительство собственного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке. Все эти здания сохранились до наших дней, они являются памятниками архитектуры и яркими примерами советского авангарда.

 

Фото: mos.ru

 

Добавить комментарий

Loading...
Top