Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > О РАБОТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В МОСКВЕ

О РАБОТЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В МОСКВЕ

Представители прессы и специалисты получили не только исчерпывающую информацию, но и возможность лично побеседовать с Михаилом Вышегородцевым. Эта беседа будет интересна всем жителям города, ведь изменения законодательства, вступающие в силу в следующем, 2019 году, несомненно окажут существенное влияние на ведение бизнеса. Поправки коснутся регистрации бизнеса, налога на имущество, НДС, страховых взносов, условий труда, правил торговли и оказания различных услуг. Очевидно, что изменение федерального законодательства повлечет за собой корректировку нормативных актов в субъектах Российской Федерации. Более того, для динамично развивающегося мегаполиса, каким является город Москва, работа по актуализации регулирующих актов органов исполнительной власти является эффективным инструментом для создания благоприятной городской среды в интересах москвичей и гостей столицы.
Учитывая озабоченность бизнес-сообщества многообразием законодательных нововведений, о деятельности в сфере нормотворчества мы задали Уполномоченному наиболее острые вопросы.

– Михаил Михайлович, каким образом, Вы, как Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве, можете влиять на принятие или применение нормативных актов в столице?
– В целях решения задач улучшения делового и инвестиционного климата в городе, формирования и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов предпринимателей Уполномоченному предоставлены права направлять в полномочные органы города предложения о принятии нормативных правовых актов, их изменении, отмене или приостановлении действия. Также Уполномоченный вправе участвовать в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, касающихся предпринимательской деятельности. Помимо этого, в качестве весьма действенного механизма участия в нормотворческой деятельности в полной мере используется право Уполномоченного, определенное Постановлением Правительства Москвы № 99-ПП, участвовать и непосредственно влиять на процесс выявления в проектах нормативных правовых актов либо в действующих нормативных правовых актах положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей и инвесторов, а также норм, способствующих возникновению у них необоснованных расходов. Если говорить подробно, то оценка регулирующего воздействия (сокращенно – ОРВ) и оценка фактического воздействия (сокращенно – ОФВ) нормативных правовых актов – это механизмы, направленные на улучшение условий ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности в городе и упрощение административных процедур. ОРВ и ОФВ направлены на то, чтобы провести экспертизу действующих нормативных правовых актов города, а также их проектов и выбрать наилучший вариант регулирования из всех альтернативных с учетом ожидаемых положительных и отрицательных последствий его применения. ОФВ в отличие от ОРВ осуществляется спустя определенное время после вступления нормативного правового акта в силу, и проводится для оценки достижения заявленных при разработке правового акта целей регулирования, эффективности выбранного варианта, а также анализа фактических положительных и отрицательных последствий вступления акта в силу. Положение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве как участника процедур ОРВ и ОФВ определено и закреплено правовым актом Правительства Москвы.

– Какие правовые акты органов исполнительной власти города проходят процедуры ОРВ и ОФВ? Какова их тематика?
– Спектр и тематика актов, представленных на публичные консультации в целях оценки регулирующего или фактического воздействия, чрезвычайно широки: это постановления Правительства Москвы и их проекты, распоряжения Правительства Москвы, приказы департаментов, концепции нормативного правового регулирования. Если говорить о тематике, то только в этом году Уполномоченный принял участие в ОФВ и ОРВ правовых актов, регулирующих отношения в сферах имущественно-земельных отношений, экологии, транспорта, инвестиционной деятельности, создания благоприятной среды для маломобильных групп граждан, в сфере услуг.В рамках оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Уполномоченным проводился анализ достижения целей регулирования, определение и оценка фактических
положительных и отрицательных последствий их принятия, а также выявление положений,необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов.

-При таком многообразии областей правоприменения что предлагалось Уполномоченным по защите прав предпринимателей в интересах хозяйствующих субъектов?
-На протяжении пятилетнего периода Уполномоченный принял участие в оценке фактического воздействия 28 постановлений и 2 распоряжений Правительства Москвы, 7 правовых актов органов исполнительной власти, а также в оценке регулирующего воздействия 4 проектов постановлений Правительства Москвы и Концепции создания и развития бизнес-инкубаторов. Наибольшее количество правовых актов, рассмотренных Уполномоченным, регулировали отношения в таких сферах как государственное управление и предоставление госуслуг, инвестиционная деятельность и поддержка бизнеса, экология и транспорт.
В общей сложности Уполномоченным представлено 244 замечаний, 75 из которых учтены в заключениях по результатам проведенных процедур. Значительную долю в общем числе предложений составили предложения по исключению требований предоставления материалов, уже имеющихся в распоряжении органов власти, возможности подачи заявлений или обращений в электронной форме, оперативном обеспечении предпринимателей актуальной информацией, в том числе консультационного характера, в наиболее удобной для них форме.
Инициатива Уполномоченного, направленная на регулирование предоставления государственных услуг в режиме «Одного окна для бизнеса», нашла отражение в создании 12 Центров услуг для бизнеса – консультационных пунктов для предпринимателей. Предложения в сфере инвестиционной политики носили направленность на развитие конкуренции при максимально возможном продвижении на городской рынок продукции региональных производителей, особенно субъектов малого и среднего предпринимательства,развитие высокотехнологичного производства и привлечения инвестиций, снижение рисков предпринимательской деятельности, создание и развитие бизнес-инкубаторов, смягчение требований к сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса – получателям субсидии из бюджета Москвы.В сфере экологии Уполномоченным предлагались меры по совершенствованию системы экологического мониторинга, повышению качества моторного топлива, сохранению зеленых насаждений, защите водных объектов.
В транспортной отрасли Уполномоченным вносились предложения по совершенствованию пропускной системы в грузоперевозках, а также по регулированию таксомоторных перевозок. Кроме того, Уполномоченным вносились предложения по общему совершенствованию процедуры публичных консультаций в рамках оценки фактического или регулирующего воздействия.
Не без гордости могу отметить, что уполномоченным органом, организующим публичные консультации – Департаментом экономической политики и развития города Москвы – неоднократно поддерживались все предложения Уполномоченного по оценке какого-либо конкретного правового акта. Такими документами, в частности, были постановления Правительства Москвы, регулирующие вопросы формирования реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, аренды объектов культурного наследия, эксплуатации аттракционов, обращения вторичных материалов, антитеррористической защищенности, защиты зеленых насаждений.
Отдельно хочу сказать, что работа Уполномоченного в рамках оценки фактического или регулирующего воздействия не только направлена на защиту интересов предпринимателей, но и имеет социальный вектор. Например, полностью были поддержаны предложения Уполномоченного
по совершенствованию нормативной базы контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья граждан, а также контроля цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших.
В целом участие Уполномоченного в оценке регулирующего воздействия способствовало исключению нецелесообразных решений уже на этапе разработки того или иного нормативного правового акта, оценке достижения новым регулированием поставленных целей, а также возможных его последствий.
В ходе оценки фактического воздействия Уполномоченным направляются в уполномоченный орган предложения об изменении рассматриваемого правового акта для обеспечения лучшего баланса отрицательных и положительных факторов, снижения необоснованных издержек предпринимателей, связанных с введением регулирования. По роду своей деятельности Уполномоченный в полной мере располагает необходимой для подготовки таких предложений информацией, которая регулярно обновляется в результате постоянно поддерживаемых контактов с предпринимательским сообществом.

– Как вы можете оценить полезность публичных обсуждений правовых актов и их проектов для предпринимательской среды в городе?
– Прежде всего не могу не отметить, что механизм ОРВ и ОФВ еще достаточно «молод»: в Москве он начал реализовываться с 2014 года, когда на публичные обсуждения было вынесено 6 правовых актов, регулирующих правоотношения в сферах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития конкуренции, привлечения инвестиций, образования и здравоохранения. При этом уже начиная с 2015 года Москва стабильно входит в группу субъектов Российской Федерации с высшим уровнем качества осуществления оценки регулирующего воздействия по рейтингу Минэкономразвития России.
Работа Уполномоченного, в том числе и при участии в оценке регулирующего или фактического воздействия, всегда направлена на реализацию концепции взаимодействия с органами власти и предпринимателями для принятия совместных решений о мерах, направленных на улучшение условий ведения бизнеса в столице, при соблюдении баланса интересов бизнеса и города, при условии получения оптимальных финансовых выгод для каждой из сторон. Должен отметить, что функционирование механизма ОРВ – ОФВ полностью отвечает соблюдению такого баланса интересов. Так город практически напрямую получает фактические данные от бизнеса, необходимые для более объективной оценки регулирования, информацию о характере восприятия регулирования или его проекта бизнесом, возможность повысить качество регулирования и обеспечение исполнения требований. Предприниматели, в свою очередь, имеют возможность донести свое мнение до органов государственной власти, предложить исключить из нормативных актов положения, создающие избыточные ограничения и издержки, спланировать свою деятельность с учетом предполагаемых изменений.
Таким образом, посредством вовлечения объединений предпринимателей в нормотворческий процесс достигаются ясность и прозрачность нормативных актов, что способствует эффективному взаимодействию власти и бизнеса.

Елена Минашкина.

Добавить комментарий

Loading...
Top