Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА

ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА

Исследования делового климата, как механизм выработки инициатив по улучшению условий осуществления предпринимательской деятельности

На протяжении осуществления деятельности Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаилом Вышегородцевым как в ходе повседневной работы по рассмотрению обращений предпринимателей, так и в рамках проводимых количественных и качественных исследований выявлялись наиболее значимые проблемы осуществления бизнеса в городе Москве и вырабатывались комплексные меры по их решению.
Так, проведенными исследованиями выявлено, что основные препятствия для развития своего бизнеса и повышения деловой активности, на которые чаще всего ссылаются предприниматели, это сложности со сбытом, конкуренция, высокие операционные затраты и низкий производственный потенциал. В 2015 году по инициативе Уполномоченного была проведена работа по изучению состояния рынка контрафактной и фальсифицированной продукции, а также о возможности участия в программах поддержки промышленности и стимулирования процессов импортозамещения в Москве. В основу исследований положены результаты опросов, в которых приняло участие свыше 500 предпринимателей Москвы.
В результате исследования рынка контрафакта установлено, что наибольший ущерб контрафактная и фальсифицированная продукция наносит здоровью потребителей, легальному бизнесу и экономике государства (в виде непоступления налоговых и иных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды). Сферы производства и потребления, в наибольшей степени подверженные влиянию контрафактной и фальсифицированной продукции – это лекарственные препараты, продовольствие, включая алкогольную продукцию, средства бытовой химии и стройматериалы, что несет прямую угрозу здоровью людей.
Наиболее действенным механизмом борьбы с производством и распространением контрафактной продукции, по мнению предпринимателей, являются значительные штрафы, уголовная ответственность, а также закрытие предприятия, на котором производится фальсифицированная продукция. В ходе исследования охарактеризованы причины наличия на рынке контрафакта и фальсификата– это недостаточное внимание к проблеме, нежелание бороться с данным порочным явлением и необразованность потребителей в этом вопросе, малоэффективная работа правоохранительных органов, трудности в сборе доказательств, низкая правовая грамотность правообладателей
Необходимо отметить, что без малого треть всех предложений Уполномоченного Мэру Москвы по итогам работы в 2015 году была подготовлена на основе данных, полученных в результате проведенных указанных исследований. Большая часть инициатив полностью либо частично реализованы.
В целях реализации стратегического приоритетного проекта реформирования контрольно-надзорной деятельности в 2016 году Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве во взаимодействии с контрольно-надзорными органами осуществлялась деятельность по обеспечению защиты законных интересов предпринимателей, формированию ответственного отношения к вопросам соблюдения законодательства, сокращению избыточных административных барьеров в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
Для исполнения «Дорожной карты» ̶ плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, и повышения эффективности их реализации, Уполномоченным было организовано проведение исследования «Роль и влияние контрольно-надзорных органов на бизнес»,целью которого являлось определение степени влияния контрольно-надзорных мероприятий на бизнес, результативности их новых форм и методов. В исследовании участвовало свыше 600 предпринимателей Москвы, представлявших различные организационно-правовые формы бизнеса.
Результаты исследования показали низкую долю невыездных документарных проверок, являющихся наименее затратной для бизнеса с точки зрения ограничения возможностей его ведения, низкий средний показатель выявляемости нарушений, незначительное среднее количество нарушений обязательных требований, а также чрезвычайно низкий показатель количества выявленных нарушений, связанных с реальной непосредственной угрозой или с реальными случаями причинения вреда от общего количества выявленных нарушений, низкие показатели положительного исхода обжалования проверок в претензионном порядке при сравнительно высоком положительном результате судебного обжалования. Такие результаты исследования свидетельствовали о неизбирательности, и, как следствие, об избыточности контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предпринимателей, о необходимости изменения подхода к проверкам, наличии значительных резервов в области профилактической работы контрольно-надзорных органов с предпринимателями.
Порядка четверти всех инициатив Уполномоченного, включенных в Доклад Мэру Москвы за 2016 год, относятся к сфере контрольно-надзорной деятельности, и сформированы на основе данных, полученных в ходе проведенного исследования.
В результате реализации данных инициатив, в том числе:
– утверждена Методика оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
– актуализирован перечень органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им организаций, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), перечень осуществляемых ими видов контроля;
– приняты административные регламенты в отношении всех 33 видов контроля;
– на официальных сайтах всех органов власти размещены нормативно-правовые акты, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность;
– внедрено в практику на официальных сайтах всех органов власти информационно-компьютерное решение «Личный кабинет» и «Электронная приемная»;
– сформирован публичный и прозрачный формат общения бизнес-объединений с органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные функции;
– представителями надзорных органов обеспечено проведение разъяснительной, профилактической и предупредительной работы с учетом объективных обстоятельств выявленных правонарушений.

В 2017 году, на основе имеющегося положительного опыта анализа проблем ведения предпринимательской деятельности, Уполномоченным проведено масштабное количественное исследование среди предпринимателей различных отраслей бизнеса, по результатам которого дана оценка условиям осуществления предпринимательской деятельности в городе Москве.
Наибольшую активность по участию в исследованиях проявили представители малого и микро бизнеса, из которых большинство имеет сравнительно молодой бизнес. Установлено, что почти две трети основных проблемных тем предпринимателей носят общеотраслевой характер. Результаты анализа источников проблем малого бизнеса показали, что основным источником проблем предпринимателей являются правовое регулирование и его последствия, нормативное правоприменение, исполнение процедур, категорирование и сертификация. Для среднего бизнеса основными источниками проблем являются: процедуры и их исполнение, высокие затраты, связанные с имущественно-земельными отношениями, сложности выхода на рынок, дефицит оборотных средств, взаимодействие с госорганами, общая культура ведения бизнеса. Для крупного бизнеса основными источниками проблем являются: выпуск новой продукции, нормативное правоприменение, управление качеством, технологии управления бизнесом, дефицит оборотных средств, объединение ресурсов участников рынка.
Основным выводом по результатам проведенных исследований стал тезис о том, что решением, обеспечивающим наиболее эффективное расходование бюджетных средств на государственную поддержку предпринимательства, явилось бы применение адресного подхода к поддержке исходя из влияния источника проблем на создание добавленной стоимости с учетом отраслевой специфики. При этом максимальный эффект от интегральной поддержки бизнеса достижим только при соблюдении баланса интересов бизнеса и города.
Также, совместно с Межрегиональной Общественной Организацией «Московская Ассоциация Предпринимателей» проведен цикл из 7 качественных исследований, направленных на выявление и анализ существующих препятствий в компании или отрасли на ее пути к целям.
В процессе исследований в адрес Уполномоченного поступило порядка 1 200 сообщений о наличии проблем в той или иной отрасли, или сфере предпринимательской деятельности, содержащих, в том числе, предложения по их устранению для создания наиболее благоприятных условий ведения бизнеса. Наибольшую активность в процессе исследований проявили представители оценочного сообщества; производственные предприятия; предприятия торговли и сферы услуг; организации, входящие в состав инфраструктуры поддержки бизнеса; строительные компании. Всего в исследованиях участвовали компании 22 отраслей бизнеса, представленные более чем 160 видами деятельности.
В отраслевых исследованиях приняли участие предприниматели следующих отраслей и сфер деятельности: агропромышленный комплекс, информационные технологии, культура и искусство, лизинг, медицина и фармацевтика, наука, оценка объектов гражданских прав, производство, реклама, торговля, транспорт, услуги. Результаты анализа проблем ведения предпринимательской деятельности явились основой для подготовки предложений по изменению соответствующих нормативно-правовых актов в целях совершенствования условий осуществления предпринимательской деятельности в городе Москве. Всего было сформировано и направлено для рассмотрения 195 предложений.
Обобщение, анализ и оценка полученной от предпринимателей информации о проблемах в различных сферах деятельности разных отраслей бизнеса позволили систематизировать и сформулировать предложения по улучшению условий ведения бизнеса в столице.
В первой тройке первоочередных мероприятий как связанных с повышением производительности труда, так и направленных на увеличение добавленной стоимости, присутствуют предложения, способные непосредственно повлиять на повышение уровня и качества жизни населения, оказать влияние на увеличение спроса и создание новых рынков, способствовать снижению административного давления на бизнес путем перехода к сервисной модели взаимодействия в контрольной и надзорной деятельности. Именно в соблюдении баланса интересов бизнеса и города, при условии получения оптимальных финансовых выгод для каждой из сторон, заключается стратегия, направленная на улучшение условий ведения бизнеса в Москве, и отраженная в «Дорожной карте бизнеса – 2018», подготовленной Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаилом Вышегородцевым.
Наиболее значимыми представляются следующие реализованные предложения Уполномоченного:
-предпринимателям предоставлена возможность возобновления утраченного преимущественного права арендатора на приобретение арендуемого имущества;
-расширен перечень оснований для обжалования любым участником закупки в антимонопольный орган действий или бездействия заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки по предъявлению к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке или в случае нарушений ими требований законодательства о закупках;
-исключено избыточное требование о предоставлении заявителем документов, имеющихся в распоряжении органов власти, и находящихся в свободном доступе в сети Интернет.
Основываясь на наработанном опыте и значимости для предпринимательского сообщества результатов проведенных исследований, в 2018 году Уполномоченным проведено исследование на тему «Основные препятствия для повышения деловой активности». В исследовании приняли участие представители 17 сфер предпринимательской деятельности: производства и промышленности, торговли и сферы услуг, строительного и агропромышленного комплексов. Наибольшую активность по участию в исследованиях проявили представители малого и микро бизнеса, большинство предпринимателей-респондентов занимается бизнесом более 10 лет. От участников исследования получено более 1600 сообщений об имеющихся проблемах, на основе которых был проведен анализ проблематики предпринимателей в контексте выявления препятствий для роста предпринимательской активности. Аналитическое исследование, в котором приняло участие более 550 представителей предпринимательского сообщества, способствовало выявлению источников, проводников и последствий проблем, проработке глубинных причинно-следственных связей в бизнесе в целом либо отдельных проектах для поиска источников проблем.
В результате проведенного комплекса исследований, были сформированы инициативы Уполномоченного, меры по реализации которых призваны максимально способствовать росту деловой активности бизнеса. Материалы исследований легли в основу предложений Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве Михаила Вышегородцева, которые войдут в Доклад Мэру Москвы за 2018 год.

Добавить комментарий

Loading...
Top