Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ПРАЗДНИК В КРЕМЛЕ НАЧИНАЕТ «ЩЕЛКУНЧИК»

ПРАЗДНИК В КРЕМЛЕ НАЧИНАЕТ «ЩЕЛКУНЧИК»

Кремлёвский балет в преддверии Нового года и Рождества показал публике спектакль «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского. Он получился праздничным, тёплым, созданным с большим вкусом.

С самого начала в этом балете чувствуется рука художника-сценографа: раскрывается занавес и перед нами словно оживает картина, нарисованная пастелью. Колонны, шторы, внутренние драпировки сцены – всех декораций коснулся Мастер, и эти пастельные штрихи кажутся проработанными какими-то огромными мелками. Пастельный стиль чувствуется и в изображении большой ёлки, что поначалу кажется маленькой, а по мере развития действия становится огромной. В причудливых украшениях в виде фонарей, месяца, ёлочных шаров узнаётся неповторимый почерк художника Анатолия Нежного. Цветовая гамма самой ели меняется вместе с происходящими на сцене событиями, дополняя классический танец артистов Кремлёвского балета и музыку великого Чайковского.

Зелёные ветви с бирюзовыми оттенками цвета морской волны постепенно обогащаются фиолетовым инеем, который рефлексирует в ёлочных игрушках. Но вдруг он будто отступает на второй план, когда сцена подсвечивается алым светом и красные тона декораций, что притаились в глубине художественного полотна, выходят на первый план и как бы вступают в дружеский диалог с жёлтыми красками, создавая радостное ощущение праздника. Причём удивляет и завораживает тот факт, что ты так и не можешь до конца понять, за счёт чего достигаются такие преображения: то ли материал самой ёлки волшебен и незаметно загорается изнутри – без гирлянд и яркой внутренней подсветки, то ли ёлка и декорации вокруг изменяются от освещения. Вопрос остаётся открытым благодаря задумке автора сценографии Анатолия Нежного и искусству художников по свету Ирины Соколовой и Егора Сорокина. Во втором действии впечатляют причудливые башенки с плавными линиями и круглыми и арочными окошками. На фоне замка и сказочного царства особенно выразительно смотрится вальс цветов.


Спектакль «Щелкунчик», на мой взгляд, как никакой другой, удачно вписался в огромную площадку Кремлёвского дворца, из-за масштаба которой все артисты выглядят крошечными, будто игрушечными и кукольными. Зато как удачно заполняет пространство художественное оформление – новогодняя сцена, будто огромная картина в музее, которая открывается взору, когда на неё смотришь издалека, а танцовщики напоминают ожившие ёлочные игрушки, которые вполне могут быть героями из нарисованной художником сказки.
Хотелось бы отметить прекрасную работу художника по костюмам Ольги Полянской, сумевшей создать вереницу образов: элегантные снежинки, кружащиеся в вальсе в коронах из снежных шариков со снежными комочками в руках, вибрирующими благодаря ловким движениям рук. Девушки-снежинки завершают свой танец, постепенно уходя на второй план, за тонкий прозрачный занавес, что можно сравнить с эффектом старого фильма: ощущение, что они тают у тебя на глазах. Удивляет и мышиный король: у артиста объёмная маска и тёмно-серый грим на лице, как будто его героя только что вылепили из глины и не успели ещё обжечь фигурку, как она внезапно вырвалась из рук мастера и пустилась в пляс.


С первых минут завораживают и другие сказочные персонажи. Кукла Арлекин в исполнении Дмитрия Прусакова как трогательная марионетка: танцовщик так легко парит над сценой, что кажется, его приподнимает неведомая рука кукловода. А вот главную куклу спектакля – Щелкунчика, сыграл Субудай Хомушку, которого мне посчастливилось увидеть до этого в комедийной роли Санчо Пансы в «Дон Кихоте», где он был великолепен. И здесь он тоже отличился: исполняя партию Щелкунчика, он позволил нам на несколько минут поверить, что перед нами действительно кукла.
Зрителей порадовали и артисты балета, исполнившие партии других, подаренных детям кукол, которые прибыли из разных стран. Тепло была встречена китайская пара, в которой особенно запомнился кавалер с большим количеством прыжков в исполнении Егора Мотузова.

Танец представителей каждой страны был не похож на другой. Угловатые и ловкие китайцы, нежные и манерные французы, страстные испанцы, загадочные персы, открытые радостные русские, у которых, кстати, были самые яркие костюмы – алого цвета. Танцовщики не только прекрасно исполнили свои партии, но и передали характер каждой из кукол. Особо следует отметить дебют Даниила Росланова, исполнившего в балете две сложные партии Дроссельмейера и Принца-Щелкунчика. В финальной сцене он эффектно выходит с букетом цветов из подарочной коробки навстречу своей любимой Мари, которую сыграла и чудесно станцевала Мария Первушина. Праздничные коробки тоже представляют своего рода произведение искусства и в то же время они функциональны: ведь туда помещались артисты в полный рост.


Удивительно и то, что для поклонов была представлена ещё одна декорация – занавес, полностью имитирующий интерьер замка с портретами и ночными окнами.
Нет сомнения, «Щелкунчик» – это неповторимое сочетание многих талантов: хореографа-постановщика Андрея Петрова, художников и, конечно же, солистов и артистов Кремлёвского балета, которым публика громко и восторженно кричала «Браво!»

Полина Шорохова.

Добавить комментарий

Loading...
Top