Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > В МХТ СТАНЦЕВАЛИ ХХ ВЕК

В МХТ СТАНЦЕВАЛИ ХХ ВЕК

Грандиозной премьерой порадовал зрителей Московский Художественный театр. Спектакль «ХХ век. Бал» обозначен режиссером Аллой Сигаловой «отражениями памяти с прологом, музыкой и танцевальными этюдами».

Соавтор спектакля Константин Эрнст назван «инсценировщиком воспоминаний». И действительно, происходящее на сцене чем-то напоминает церемонию открытия Олимпиады в Сочи, которую она ставил. Только в театре все происходит в камерном формате. Что, тем не менее, никак не умаляет получившийся результат – настоящее пиршество для зрения, слуха и, конечно, ума… 

Итак, история страны за сто лет. По словам Аллы Сигаловой, «сегодня мы чуть отодвинулись от ХХ века, хочется к нему возвращаться, его переосмысливать. Вспоминать те образы, которыми мы жили в ушедшем веке. Нужно было выбирать и сделать концентрированную историю. Этот спектакль – жест любви и уважения тем людям, той музыке, тому времени».  

В фойе зрителям предлагается программка толщиной с брошюру. В ней описываются сценки спектакля, как либретто в балете. Но и без подсказок происходящее легко читается из музыки, танцев, всего видеоряда. 

Открывается занавес, но между залом и сценой остается прозрачный полог, сквозь который, как сквозь пелену времени, мы следим за ярчайшими ассоциациями каждого периода. Начало века. Вальсы, люди в белом, кружева и шляпки и, конечно же, дама с собачкой. Пушистого шпица даже пускают погулять, но преданный песик не отходит от хозяйки… И вот мчится поезд, стучат колеса, поворачивая колесо времени. 

Образ надвигающегося поезда рефреном повторяется в спектакле. И мы оказываемся в положении тех первых зрителей кинотеатра Люмьер, что в ужасе разбегались от парового монстра. Но в 21 веке более сильное впечатление – колеса движутся прямо над головой. И эффект такой мощный, что в партере народ даже невольно прячется за спинами сидящих впереди.

Далее – революция. Матросы разухабисто танцуют «Яблочко». Анархия – мать порядка. А укрощать ее будет героиня «Оптимистической трагедии», женщина-комиссар в исполнении Ирины Пеговой. Точку в анархии поставит смертельный выстрел в похабника-матроса: «Кто еще хочет комиссарского тела?». И затем в немой тишине комиссарша так же залихватски пройдется танцем вдоль всех тельняшек. Общий язык найден, а теперь: равняйсь-смирно!

Время, вперед! Страна накануне войны – сильнейшая сцена спектакля. Пары в белом кружатся в танце, глаза в глаза, рука в руке, но… на заднике уже появились люди в гимнастерках. Думается, что у кого-то из зрителей в эти минуты появились слезы на глазах. Наши родные, любимые, близкие, наши сыновья и братья выходят на авансцену и снимают гражданскую одежду, аккуратно скатывая ее. И вот они уже в форме прощаются с подругами, уходят. Как трудно оторваться от любимых! А те, забирают их вещи и вдруг подкладывают себе эти свертки на живот под платья. И потом в танце будто корчатся в родах. Нерожденные дети войны! 

А колесо истории бежит вперед. Страна времен оттепели. Всенародно любимый конкурс «А ну-ку, девушки!». И тут танец победительницы – кассирши РЖД – в исполнении Ирины Пеговой буквально взрывает зал! Яркий пример того, что не только высокие и худощавые могут зажечь в танце. 

Много событий века запечатлено в спектакле. Монолог Гамлета в исполнении Высоцкого, песни Визбора, танец Майкла Джексона, фрагменты из культовых советских фильмов… Все это смотрится на одном дыхании, все знакомо и пережито.  

В финале – отречение Бориса Ельцина и обращение Владимира Путина. А затем дискотека молодых, смотрящих в будущее и надеющихся на лучшее.

В постановке участвуют более сорока актеров. Думается, что такое яркое шоу на сцене стало технически возможным только в ХХI веке, при сегодняшнем уровне технологий. Воплотить замысел помогли художники Николай Симонов, Александр Васильев, Мария Данилова, Оскарс Паулиньш, Илья Елисеев. Помощник режиссера – Наталия Кольцова. 

Хочется надеяться, что спектаклю суждена долгая успешная судьба. Такое яркое зрелище в самом атмосферном театре Москвы несомненно заинтересует даже тех, кто далек от театра. Браво, господа! У вас получилось!

Галина СНОПОВА

Добавить комментарий

Loading...
Top