Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ПОД РУКОВОДСТВОМ МАШКОВА

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ПОД РУКОВОДСТВОМ МАШКОВА

В Театре Олега Табакова, как теперь называется легендарная «Табакерка», на «Сцене на Сухаревской», 27 января, в День памяти Холокоста и 75-летия снятия блокады Ленинграда сыграли первую премьеру сезона – спектакль по пьесе Александра Галича «Матросская тишина». Возродили легендарный спектакль своего учителя Владимир Машков, ныне возглавивший детище Олега Павловича, и режиссер Александр Марин.

Сказать, что «Матросская тишина» – легендарный спектакль этого театра, по-моему, мало. Начать с того, что роль главного героя Абрама Шварца стала судьбоносной для самого Владимира Машкова. Она сопровождает его творческую жизнь вот уже тридцать лет. Ведь впервые он выступил в этой трагической возрастной роли, когда ему «перевалило» немного за двадцать. Много лет он блистал на подмостках крохотного подвала на улице Чаплыгина, куда попасть было особой удачей для зрителей. Спектакль был невероятно популярен и любим. А когда Владимир Машков на долгие годы «расстался» со сценой, никто не смог его заменить. Однако Олег Павлович все же решил сделать ремейк с актерами другого поколения, но это было, по правде сказать, не то…

Когда нынче попадаешь в новый Театр Олега Табакова, с его зеркально-гобеленовым убранством, даже не верится, что когда-то он начинался в подвале, где был угольный склад, где были поставлены самые знаменитые спектакли, где Владимир Машков создавал своего «Бумбараша» с Евгением Мироновым в заглавной роли, где зрители поголовно рыдали над судьбой его Абрама Шварца, которого так обижал обожаемый сын Додик, опять же в исполнении Евгения Миронова. Теперь все по-другому. Шик, блеск, красота. Но вот открывается занавес…
По-прежнему на сцене скупая декорация Александра Боровского в виде деревянного остова – это и убогое жилище, и общежитие консерватории, и поезд милосердия. И на сцене снова – Абрам Шварц – Машков. Теперь артист достиг возраста своего героя. А с ним рядом – его ровесники и коллеги Сергей Беляев и Андрей Смоляков, а также Сергей Угрюмов и Яна Сексте и совсем юные выпускники колледжа Олега Табакова. Вот теперь понятно, для чего придумывал и создавал мастер и свою студию, и этот колледж. Чтобы не прерывалась традиция, чтобы мастерство возрастало на подмостках, чтобы разные поколения встретились однажды на спектакле «Матросская тишина». Кажется, нет лучшей пьесы, где бы так пронзительно не звучала эта нота гуманизма, доброты, веры и сострадания. Где, на каком спектакле сегодня можно заставить зал плакать над судьбой какого-то маленького человека, еврея из местечка? Владимир Машков и вся команда спектакля, включая самых юных участников, исполнителей роли Давида Шварца – Ростислава Бакланова и Владислава Миллера, сумели это сделать.

И как современно звучит текст Александра Галича, который написал «Матросскую тишину» 60 лет назад, специально к открытию театра «Современник». Тогда, после ХХ съезда, казалось, можно честно рассказывать обо всем. Но нет, не получилось. Только спустя тридцать лет, в 1988-м, Олег Табаков смог поставить ее со своими студентами, а скоро спектакль «Матросская тишина» стал главным в судьбе его театра, его учеников.
Говорят, в одну реку нельзя ступить дважды. А вот получается, что можно. Можно, если есть талант, совесть, стремление сказать правду. И не пытаться угодить новым тенденциям и трендам. Если хочешь делать театр для людей. Человеческий театр. Владимир Машков начал свое художественное руководство именно так. Спасибо.

 

 

Ирина ШВЕДОВА.

На снимках: сцены из спектакля «Матросская тишина» (фото предоставлены пресс-службой театра).

 

Добавить комментарий

Loading...
Top