Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > #КНИГИ > В ГОСТЯХ У ПАПЫ КАРЛО

В ГОСТЯХ У ПАПЫ КАРЛО

Владимир Бояринов. «Медведь с мышкою дружил»: Москва: НП «Литературная Республика», 2017.

Владимир Бояринов – явление в современной русской поэзии. Я писал об этом в 2013 году в статье «Сквозь железные прутья реальности». И время показало, что поэт служит литературе так, словно справляет литургию. Владимир Бояринов унаследовал песенный строй русского языка и в этом наследие, передаваемом из поколения в поколение, живёт отзывчивость, живёт детство человечества, которое всегда с нами.
Кот залез в уголок
Да и разоспался.
Я кота растолок,
А он рассмеялся!
Как говорил Сергей Михалков, всё начинается с детства. С детства, когда нежный побег дал завязь и пробился к свету, и этот цветок завещано беречь родителям, бабушкам и дедушкам, школе и, наконец – государству. Посредством чего? – обычаями и словом. А слово в колыбельной песне, оно, как легкое дуновение, как медовая пыльца оседает в чистой душе ребёнка, оно впитывается с молоком матери.
Все эти, казалось бы, незримые стадии роста прослеживаются в стихах для детей у нашего современника Владимира Бояринова. Всё творчество поэта таит в себе детскость взгляда, некую незащищённость, и вместе с тем – утверждение простых, но образных истин.
Иоанн Кронштадтский всегда целовал цветок, утверждая, что цветы, остатки рая на земле… «И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове…», – произнёс Сергей Есенин.
Из этих очевидностей и таинств возникла книга для детей «Медведь с мышкою дружил». Стихи звонкие, многоголосные, красочные, живые, осязаемые.
Говорил один сурок:
«Я не маменькин сынок!
Если б я не заигрался –
Никогда б не потерялся…
Это запев, начало, шаги в мир, который свеж и никем не тронут. Детство – идиллия, а идиллия – бессмертна. Она парит над миром, где торгуют всем, чем ни попадя…
В стихах Бояринова живёт всё, а всё, что живёт, – просит слова. Человек постоянно ошибается «как сороконожка не может понять, какой ногой ей надлежит ступать». Кажется, это слова М. Пришвина. Но если на пути к совершенству в человеке самой природой заложены эти ошибки, то в ребёнке заложены возможности и силы исправить их. Владимиру Бояринову повезло в том, что детство у него не проходит.
Сом задумался о том,
Как построить в речке дом…
Я уверен, и представляю живо, как малыш, прочитав сам или услышав это стихотворение из уст матери, душой потянется помочь сому в его стремлении построить дом… Одному всегда трудно.
Поэт пишет картину посредством художественного слова и образного представления. А потому поэт в России обязательно кудесник, человек ведущий.
А вот стихотворение «Скажем откровенно». Забавное до умиления. Двое малышей-удальцов «считаются», восхваляя себя, красуясь друг перед другом, хочется им стать богатырями, а если очень хочется, то так оно и случится. При чтении этого короткого сюжета исполняешься умилением, и неким уютным восхищением:
Не дубки в лесу шатаются –
Мишка с Гришкою считаются:
– Ты силач, а я смельчак.
Откровенно скажем:
Ты, как я, широк в плечах;
Я, как ты, отважен!
В заключительной строфе приходит желаемое соглашение и счастливое недовольство:
– Скажем раз, и два, и три:
Оба мы удаленькие!
Мы с тобой богатыри!
…Только ещё маленькие.
Нам-то забавно, а мальчишкам обидно, что они ещё не Ильи Муромцы… Бояринов здесь правдив и прозорлив, для него важно, что «богатыри» разумны соответственно своему возрасту. Они не вундеркинды. Вундеркинды быстро выдыхаются. Природа содержит в себе меру. Это наши с вами дети и внуки!
В какие бы ситуации не попадал маленький герой Бояринова, все случаи исполнены понимания психологии ребёнка, будущего гражданина страны. Картины живые. Нет неких сюжетов или ситуаций отстранённых, всё в сообразности, одухотворении.
Папа Карло, учуяв писк в полене, тотчас определил ютящуюся в нём жизнь. Остальное для гения – дело техники… В искусстве это и есть самое важное. Поймать искру. А всё остальное дело рук мастера.
Автору, мне кажется, всё даётся легко. Может быть и так. Но прежде чем что-то создать, поэт должен тончайшим слухом уловить пресловутый голос, доносящийся неведомо откуда. Это и есть: «Пойди туда – не знаю – куда, возьми то – не знаю что». Это – детский голосок в полене Папы Карло…

Владимир Андреев.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top