Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ВСЕ – НА ЗАВОД!

ВСЕ – НА ЗАВОД!

Поклонники режиссера Юрия Быкова должны порадоваться. 7 февраля выходит новый фильм «Завод», который после пятилетнего перерыва режиссер представляет зрителям. Из индустриального кино (попытка снять «Время первых», сериал «Метод» и другие) он вернулся к своим лаконичным, суровым, правдивым, авторским высказываниям, снятым на ниве крепкого зрительского боевика. Фильм «Завод», впрочем, именуют и индустриальным триллером, и российским вестерном, и даже былиной. Мне показалось, что это история русского Дон Кихота, только злого, покалеченного и без дамы сердца. У режиссера, как всегда, отсутствует и любовная линия, и пощада к людям.

История захвата рабочими владельца завода, который полгода не платил им зарплату и собирается продать завод, могла случиться где угодно, например в Испании, как в сериале «Бумажный дом», или в Канаде (фильм показывали на фестивале в Торонто, и там он тоже получил живой отклик). Доведенные до отчаяния люди и на что они способны – это всегда актуальная тема.
«Мне очень хотелось сделать не просто авторскую остросоциальную картину, а зрительскую остросоциальную картину. Поэтому это эстетически совершенно другой фильм, он отличается от того, что я делал до этого, – продолжает режиссер Юрий Быков. – Это боевик сродни тем, что делает Такеши Китано, или тем, что делают в Азии, когда берут социальную проблему и очень жестко, динамично ее обозначают. «Завод» целенаправленно делался не как артхаус или фестивальное кино, а как зрительский фильм с большой аттракционной составляющей».
Постоянный актер Быкова Денис Шведов (он уже в пятый раз у него снимается) играет тут бывшего спецназовца по прозвищу Седой, именно он противостоит личной охране олигарха. Глава охраны по прозвищу Туман (отличная работа актера, похожего здесь на молодого Лавроненко, Влада Абашина). Противостояние жесточайшее – чтобы вытащить своего хозяина, «спецы» не остановятся ни перед чем. Но в отличие от них «работягам» больше нечего терять.


Особенно удался образ владельца завода в исполнении Андрея Смолякова, только он может так харизматично и человечно играть негодяя.
Важную для себя роль сыграл тут и внук Олега Янковского, Иван Янковский. Многие недоумевали, почему именно его – с его тонким профилем и аристократическими пальцами – позвали на роль рабочего паренька. Иван ответил, что его персонаж был ему очень интересен и он вдохновлялся работой деда в фильме «Влюблен по собственному желанию».
Фильмы Юрия Быкова пусть не всегда совершенны, но не могут не увлекать своим высказыванием, постоянным поиском правды, чуть наивным бесстрашием и бескомпромиссностью. Но других таких режиссеров у нас просто нет. Сам Быков, к тому же актер по образованию, как настоящий самородок, не только пишет сценарии и музыку к своим фильмам, но иногда и сам снимается в них. В этом фильме он был только режиссером и увлекательно рассказывал, сколько довелось перенести актерам на съемках и как он им не завидовал. Поиск завода, на территории которого можно было бы организовать съемочный процесс, занял довольно много времени и проходил по всей стране: от Норильска до Москвы. В итоге нужный завод ЖБИ нашли в Москве, рядом с метро «Бульвар Рокоссовского». В связи с тем что съемки велись на территории действующего завода, работать киногруппа была вынуждена только по ночам, до тех пор, пока не приходили настоящие рабочие. В массовых сценах снялись реальные рабочие завода ЖБИ – в своей одежде, со своим «гримом».


Те, кто были внутри, страдали от холода и ржавой пыли, те, кто снаружи, – от холода и проливного дождя. Съемки фильма проходили в октябре-ноябре 2017 года в течение трех недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю.
«Поскольку режим сбит, спать нормально не получалось. И из-за бессонницы, которая длится три, четыре, пять дней, находишься в какой-то меланхолии, в депрессии, в состоянии бесперспективняка полного, – говорит Иван Янковский. – И это естественно ложится на картину, на ее тон, атмосферу. Это было изнурительно физически, но помогало в работе».
Помимо прочего, Юрий Быков – отличный оратор, настоящий «парламентарий от народа», он очень увлекательно и аргументированно рассказывает. На встречи с ним собираются всегда полные залы по всей стране, и многие спрашивают его совершенно серьезно: «Что дальше?», «Как нам жить?» и «Что делать?». Ответы на эти вопросы и ищет в своих картинах режиссер.


«Тема фильма мне очень понравилась, – говорит художник-постановщик Сергей Ракутов. – В нашем российском обществе есть злободневная тема, которая поднимается из года в год, из десятилетия в десятилетие, – справедливость. Не зависть, а именно справедливость, не стоит путать. Ни в какой другой стране, ни у одного народа нет такого чувства справедливости. Этот наш вечный вопрос «А почему так?». Почему человек, который 30 лет назад ходил в рваных штанах и был инженером, сейчас миллиардер. А рядом с ним инженер, который ходил в таких же штанах, пенсионер, который получает 14 тысяч рублей. Каким образом это произошло? Почему? И главное – зачем?»
Тема, которую режиссер поднял в этом фильме прежде всего, – это серьезное расслоение классов. Санкции, кризис повлекут за собой еще большее разделение на бедных и богатых и породят конфликт. Единственное, чего режиссер категорически не приемлет – это насилие и призыв к нему ни в какой форме.
«Для меня этот фильм об отрицании насилия и о тех, кто его провоцирует, – говорит режиссер Юрий Быков. – Об отрицании радикализма. О том, что правда в сочувствии, в милосердии и в понимании, а не в желании добиться справедливости любым способом, не в равнодушии и не в прагматической провокации ради собственного блага. Сейчас страна в равной пропорции разделяется на тех, кто хочет перемен, и тех, кто не хочет. На самом деле перемены нужны, но не радикальные, все должно делаться в балансе. И то, что кто-то отчаянно сдерживает развитие, и то, что кто-то отчаянно пытается форсировать это, в одинаковой степени непродуктивно и нездорово».
Каждый увидит в фильме свой завод и свою модель мира, но задуматься его фильмы заставляют всегда. О том, например, стоит ли искать правду в мире, где ее просто нет?

Мария Чемберлен.

Добавить комментарий

Loading...
Top