Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > О ДОРОГАХ, МИЛЛИАРДАХ И ЭНЕРГЕТИКЕ

О ДОРОГАХ, МИЛЛИАРДАХ И ЭНЕРГЕТИКЕ

Правительственный час министра транспорта Евгения Дитриха длился больше двух часов и стал основным вопросом пленарного заседания Госдумы в четверг. Дитрих рассказал о реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», который перетек в масштабный национальный проект с тем же названием.

Проект задумали в 2016 году, начали в 2017-м, продолжили в 2018 году. Реализация мероприятий проекта строилась по принципу достижения максимального эффекта при ограниченных ресурсах. Усилия были сосредоточены на территории 38 крупнейших городских агломераций в 36 субъектах Российской Федерации. Уровень охвата проектом составлял более 40 миллионов человек.

Основной задачей проекта до конца 2018 года было приведение в порядок 61 с небольшим процента дорожной сети этих крупнейших городских агломераций, а также сокращение числа точек аварийности в них более чем в 2 раза.

В 2016 году из 50 тысяч километров дорог в нормативном состоянии было 40 процентов. Количество мест концентрации ДТП составляла 2,83 тысячи точек по статистике ГИБДД.

В течение двух лет регионам – участникам проекта предоставлялись средства федерального бюджета в объеме 31,25 миллиарда ежегодно. Регионы должны были направить столько же из своего бюджета.

Выполнены работы по приведению в порядок свыше 11 тысяч километров дорог и улиц городских агломераций, уложено порядка 113 миллионов квадратных метров асфальтобетонного покрытия. Доля дорожной сети в нормативном состоянии в этих агломерациях составила 62,5 процента.

Помимо этого, для обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации точек аварийности выполнены работы по инженерному устройству дорог и улиц. Установлено 3,48 тысячи светофорных объектов, порядка 60 тысяч дорожных знаков. Дороги оснащены барьерным и перильным ограждением, искусственными неровностями. Комплекс мероприятий позволил ликвидировать более половины мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Самое главное, как считает министр, была выстроена система оперативной отчетности: и Минтранс, и руководители регионов имели возможность реагировать на мероприятия и на сбои, пока они не приобрели критического характера.

Один из основополагающих элементов проекта – общественный контроль, он осуществлялся при помощи всех доступных современных методов коммуникаций. Это сайт проекта бкд.рф, активные сообщества в социальных сетях, регулярные опросы общественного мнения. Основной платформой была выбрана сеть «ВКонтакте», создано 39 сообществ проекта.

Фактически впервые в России официальной приемной для обращения граждан стала социальная сеть.

География национального проекта была существенно расширена. Продолжили работать по агломерациям 38, которым начинали в приоритетном проекте. Добавили к ним все столицы субъектов Российской Федерации, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в которых своя система управления. Сегодня в национальном проекте участвуют уже не 38, 104 городские агломерации. Помимо столиц субъектов включены все города, которые имеют численность жителей более 200 тысяч человек.

В целом за период реализации национального проекта в норму должны быть приведены 39,8 тысячи километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. 260 тысяч километров дорог регионального значения из 511 тысяч будут в нормативном состоянии.

Для дальнейшей модернизации дорожной инфраструктуры Минтранс планирует направлять финансирование на проведение в городских агломерациях крупных капиталоемких работ. Например, на работы по аварийным и уникальным мостовым сооружениям, железнодорожным переездам и путепроводам, а также на обходах населенных пунктов, магистральных участках улиц и развязок.

В дальнейшем на расширение сети сельских дорог в регионах направляются средства, которые поэтапно увеличиваются. В 2019 году в федеральном бюджете предусмотрены субсидии в объеме 9,3 миллиарда рублей. 55 регионов будут охвачены и сегодня подали заявки на получение этих субсидий. В 2020 году это 9,7 миллиарда, в 2021-м – 10,1 миллиарда рублей. В 2019 – 2021 годах ежегодно планируется в эксплуатацию не менее 430 километров сельских дорог.

Дитрих утверждал, что по итогам 2018 года у Счетной палаты претензий к организации работы по проекту в целом не было.

Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов сказал немного другое. В 2018 году общий объем бюджетных ассигнований дорожных фондов всех уровней составил 1,6 триллиона рублей, в том числе федеральных 568,5 миллиарда рублей и региональных 719,9 миллиарда. Доля федеральных автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, уменьшилась почти в три раза, всего 23 процента. Состояние региональной дорожной сети в значительном количестве субъектов за период функционирования дорожных фондов существенно не изменилось. В целом по Российской Федерации доля региональных дорог, не соответствующих нормативным требованиям, с 2012 года по 2017 год уменьшилась всего-навсего на 7 процентов.

В отдельных регионах доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, даже увеличилась.

Проведенные Счетной палатой проверки по реализации мероприятий приоритетного проекта показали, что в отдельных городских агломерациях уже на следующий год после проведения ремонтных работ имелись повреждения дорожной одежды.

Депутаты задали все положенные вопросы о задвоении акциза с транспортным налогом, об обратном акцизе для нефтянки, о бурном росте платных дорог, об аварийности на переездах, о сокращении дешевого электротранспорта – трамваев и троллейбусов, профанации предрейсовых осмотров, о злачной видеофиксации за пределами действия знаков. На аварийность она не влияет. Штрафы начисляют даже пожарным машинам.

Галина Хованская говорила о шуме строительных работ. С нормативами не считаются.

Что может ответить депутатам министр, будучи заложником сложившейся системы? Вопросы о себестоимости проезда или об организации дорожного движения на правительственном часе не звучали. Чтобы дать адекватный ответ, надо представить суть всей глобальной системы управления, в которую встроена страна.

По итогам правительственного часа профильный комитет Евгения Москвичева по транспорту должен согласно регламенту создать проект постановления с рекомендациями.

В том же ключе, если разобраться, прошло обсуждение знакового законопроекта первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации». Формальная суть закона в том, чтобы разрешить продавать в общую в сеть излишки мощности от генерации до 15 киловатт без налогов. Речь идет в основном о солнечной генерации на крыше дома, которая дороже дизеля, но нам надо стимулировать производство.

Малая ветрогенерация не налажена, соответствующая продукция в России дорогая. Срок окупаемости возобновляемой альтернативной энергетики большой, и она негарантированная. Когда надо, кнопочку на солнышке не нажмешь, ее нету.

Документ внесло в ноябре прошлого года правительство. Представила замминистра энергетики Анастасия Бондаренко. Надо отметить, она грамотно представила и честно ответила на все вопросы. И все же дискуссии не хватает  компетентности. Без грамотного физика Ивана Грачева некому поправлять ошибки в аргументах.

Например, коммунист Валентин Шурчанов в своем вопросе утверждал, как ему представляется, распределенная генерация абсолютно нецелесообразна для таких маленьких мощностей. Тем более аппаратура по синхронизации с единой системой очень дорого стоит. Был опыт, ветряные электростанции на берегу Волги устанавливали до 50 киловатт. Они не справлялись. Синхронизация выходит из строя, станции остаются без присмотра и без достаточного обслуживания. Абсолютно экономически нецелесообразно.

Содокладчик от комитета по энергетике Иван Медведев ответил, цитирую по стенограмме: «Комитет вот поэтому замечание и предлагает сделать, чтобы 15 киловатт в сеть. Сегодня домовладение подключено на эти 15 киловатт, то есть уже вся синхронизация проведена. Если одно домовладение отпустит 15 киловатт и не надо будет трансформировать его на высокое напряжение, то соседние эти 15 киловатт получит, употребит. Если надо будет, на 10 киловольт трансформатор через трансформатор пропустить, трансформатору уже все равно, что с 10 на 0,4, что с 0,4 на 10, то есть тоже синхронизация есть».

«Объекты малой мощности, такой, какой мы предлагаем, не будут влиять на безопасность системы. На этот счет у нас есть заключение системного оператора, единой энергетической системы», – заверила замминистра Бондаренко.

Депутат Медведев из этого сделал завершающий вывод: «Системный оператор все согласовал и это все уже просчитал, никакой синхронизации дополнительной не требуется – это все уже решено и заложено при подсоединении домовладения на 15 киловатт к существующей сети».

Как такое может быть, я не понимаю. Синхронизация разных генераций в единую энергосистему – это и есть высшее достижений советских технологий. СССР был ведущей страной мира в электронике больших мощностей. Ток-то переменный 50 герц, и частота зачастую плывет.

К настоящему времени Россия стала ведущей в области надежной атомной энергетики. Хотя в США АЭС много больше, они устаревшие и опасные.

Зачем выдумывать?

Позвонил Ивану Грачеву. По его словам, подобные попытки провести в закон распределенную генерацию были и в прошлом, когда Грачев возглавлял комитет ГД по энергетике. Физик подчеркнул, что синхронизация, конечно, потребуется. И не только синхронизация, это совсем другое управление потоками в сетях. Штука очень дорогая. Конечно, России с ее просторами распределенная генерация нужна для локального энергоснабжения. Например, в Якутии, где летом очень солнечно. Однако зима длинная, и без дублирующих дизель-генераторов не обойтись, хотя для локального энергоснабжения это тоже дорого вместе с доставкой топлива.

Альтернативная энергетика работает не более 25% времени в году. В Германии закрытие АЭС и развитие ветрогенерации привело к тому, что приходится строить рядом электростанции на угле, в том числе на буром, то есть грязные. В США солнечная генерация составляет один процент, и развивать ее не собираются. Ветрогенерация чуть больше, того же порядка.

Для России массово создавать распределенную генерацию с общей сетью нецелесообразно.

Лев МОСКОВКИН.

 

Добавить комментарий

Loading...
Top