Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ФИЛЬМ «АНГЕЛ»: СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БЕЗЖАЛОСТНОГО УБИЙЦЫ

ФИЛЬМ «АНГЕЛ»: СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ БЕЗЖАЛОСТНОГО УБИЙЦЫ

В прокат вышла аргентинская драма, продюсером которой выступает Педро Альмадовар.

Непонятно, что, как и почему вдохновляет художников на высказывание. Для аргентинского режиссера Луиса Ортеги источником стала реальная история преступника Карлоса Робледо Пуча, который до сих пор отбывает пожизненное наказание в тюрьме. Совершив в подростковом возрасте 11 убийств, два изнасилования и множество ограблений, он получил в прессе прозвище «Ангел смерти». Понятно, почему «смерти», а вот почему «Ангел»? Дело в том, что преступник обладал в юности смазливой внешностью, и эта «упаковка» долгое время позволяла убийце чинить свои грязные дела – ведь никто и не мог подумать, что человек с такими очаровательными чертами способен на страшные злодеяния.


Актер, сыгравший роль Карлитоса, Лоренцо Ферро, конечно обладает внешностью на любителя. У него так называемая «подлая красота», от которой веет пороком: золотые кудри, чувственный рот, глубокие глаза – таких ангелочков выписывали на своих полотнах итальянские живописцы. Вместе с тем андрогинного типа, иногда даже слишком женоподобный, герой иногда кажется даже отвратительным в кадре. Когда он разговаривает с родителями или девушкой, этот невинный взгляд огромных очей (почти как у известного Кота в «Шреке») способен ввести в замешательство кого угодно. Карлитос родом из хорошей семьи: ласковая мама, интеллигентный папа, но в их глазах притаилась тревога. Они не смеют это сказать вслух, но все же догадываются – это фальш, обман.

У сына постоянно появляются новые вещи – то мопед, то золотая цепочка. Откуда все это? А Карлитос успешно «бомбит» чужие квартиры. Однажды он подружится с одноклассником Рамоном, причем, замысловатым способом – сначала прижжет затылок парня паяльным аппаратом на уроке труда, затем подерется. Попав в дом к новому товарищу, познакомится с его родителями, которые промышляют темными делишками. Атмосфера дома полностью поглотит, заворожит Карлитоса: сексапильная мама, которая тискает всех вокруг, отец в стремных трусах… Кажется, Карлитос хочет тут всех: и папу, и маму, и конечно, Рамона…Животная натура, которая уже давно поселилась в этом хрупком теле, начнет оформляться, подниматься в полный рост.


Влияние Педро Альмодовара на картину очевидно: все эти гомосексуальные подтексты, эти взгляды и прикосновения, это «скромное обаяние» порока… Видимо громкое имя продюсера и вот эти однополые томления обеспечили «Ангелу» участие в Каннском кинофестивале-2018 в программе «Особый взгляд», фильм также вошел в лонг-лист премии «Оскар» от Аргентины, но в нем и остался – не попал в шорт-лист.


Почему? У фильма есть одна, но существенная проблема – авторы пытались из него сделать «Заводной апельсин», поговорить о природе насилия, о том, что лежит в психологии убийц. Однако попытки захлебнулись, потому что Стэнли Кубрик вытащил свое высказывание на уровень серьезного обобщения, показал по сути анатомию фашизма, а Луис Ортега так и не раздвинул рамки камерной, частной истории. Что движет его Карлитосом? Да ничего – не любопытсво, не страсть к чужим физическим мучениям. Он просто животное, лишенное чувств.

Есть в фильме яркий эпизод, когда герой, запросто убив спящих людей, говорит другу: да, нет, они сейчас проснутся… Жизнь для него – и своя, и чужая – игра, все, что происходит, делается как бы понарошку. Поэтому, убивая, он тут же смотрится в зеркало, включает музыку, танцует – рисуется, жутко нравится себе в этой придуманной игре…


По ходу фильма у зрителя возникает много вопросов, один из главных – а что это за безлюдный город, в котором нет ни полиции, ни внимательных граждан? Почему совершив столько преступлений, 17-летний Карлитос остается вне подозрений? Из-за своей ангельской внешности? Как-то не верится.
В одном из эпизодов из включенного телевизора чей-то голос вещает о теории Ломброзо (как по внешности определить преступные наклонности людей), которая в случае с Карлитосом не работает. Это уж совсем смешно и наивно: теория Ломброзо еще в 60-е годы была признана некорректной, поскольку согласно ей 63 процента итальянских солдат, обладающих определенными анатомическими особенностями, должны были бы считаться людьми с преступными наклонностями…


В общем, Ортега мог снять фильм о грехе, о двойственной натуре человека, в которой уживается и ангельское, и демоническое, а вместо этого снял байопик об убийце. Возможно, мысль о том, что убийцами рождаются, а не становятся, кому-то покажется любопытной, но тупо следить за подробностями жизни упыря целых два часа, по мне, – непозволительная роскошь. Герой фильма и сегодня находится в тюрьме – вот уже более сорока пяти лет, что является самым долгим сроком заключения в истории Аргентины. И видимо, он чрезвычайно рад, что стал кинозвездой. Ведь другие радости – типа искупления, покаяния ему неведомы.


Интересно другое: сейчас в прокат почти одновременно вышли фильмы о подростках преступниках « Белый парень Рик», «Вернуть Бена» и «Ангел». Если верить тому, что художники первыми чувствуют «что-то эдакое в воздухе», то мы на пороге не очень приятных событий.

Илона Егиазарова.

Добавить комментарий

Loading...
Top