Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «МЕЛКИЙ БЕС» РОМАНА ВИКТЮКА

«МЕЛКИЙ БЕС» РОМАНА ВИКТЮКА

К творчеству Федора Сологуба, одного из главных мистиков Серебряного века, Роман Виктюк обращается уже в третий раз.

До этого были резонансные спектакли не рекомендованного тогда к постановке романа в Русском театре Эстонии (1983) и в театре «Современник» с Игорем Квашой, Лией Ахеджаковой в главных ролях (1987), где спектакль имел бешеный успех у публики.
Третье обращение мастера режиссуры к тексту Сологуба несет совершенно новые смыслы, новую эстетику – то, что актуально именно сейчас, в веке технологическом, зачастую уничтожающем духовное в людях.


На сцене велотренажеры, велосипеды и греческий храм, сделанный из полос не то линолеума, не то плотной бумаги. В любом случае «храм искусств» расползается по швам и становится то рекой, то крестом, то постелью. Постоянно меняется и главный герой «Мелкого беса» (Дмитрий Бозин). Его ничтожный, обычный человек Ардальон Борисович перерождается на глазах у публики в полное собрание всех грехов и слабостей человеческих, в воплощение самых темных его сторон. Предсказать развитие сюжета вряд ли смогут даже те, кто читал роман Сологуба. Трансформации главного героя впечатляют и отсылают сразу к большому пласту литеартурных ассоциаций и образов – от Грегора Замзы до Подколесина, от фитнес-маньяка до школьного педофила, от мизогиниста и параноика до сотрудника спецслужб, которому чудятся везде заговоры, и он готов убить или отправить в Сибирь греметь кандалами любого. Каждый считает и найдет тут свое видение и толкование. Одно понятно точно, главный герой – крайне гнусный, неприятный и несчастный субъект. Он живет не с теми, любит не тех, выворачивает себя наизнанку и постоянно меняет маски.

Ближе к финалу, на маскараде, он буквально надевает маску, похожую на злодея Венома из вселенной Марвела. И вот такого отталкивающего персонажа пришлось играть на сопротивление красавцу с ослепительной улыбкой Дмитрию Бозину. Вначале это даже не человек, а какое-то страдающее насекомое, декламирующее строки Сологуба нараспев, словно раскусывая каждое слово и упиваясь его ядом. Дальше из обычного таракана он вырастает в настоящего монстра, который (как у всякого мистика, у Сологуба в тексте это есть) предвидит и предсказывает здесь дальнейшую судьбу России. Видно, что из этой искры и раздуется мировой пожар, который спалит дотла и затопит кровью мир молодых влюбленных (здесь они, как ангелы, ходят в белых рубашках и декламируют слово «кумир» почти навзрыд).


Весь текст доведен до гиперреализма, актеры его буквально скандируют. Одновременно весь этот гипердекаданс является ненавязчивым экскурсом в мировое искусство, как это непременно случается у Романа Григорьевича. Приятно отметить, что маэстро находится в отличной творческой форме в свои 82, а его главный актер Дмитрий Бозин и вовсе великолепен в свои 45.
Особое удовольствие считывать заложенные в спектакле визуальные образы: вот крестьяне, как на картинах Малевича, вот песня из репертуара популярной народной радиостанции как квинтессенция вульгарности, вот японские кимоно и мальчик-девочка гейша, вот одежды, как у певчих, и гипертрофированные маскарадные костюмы. Есть там и обнаженный пенис и накладная грудь, но больше томление несвободы и пророческая гибельность всего сущего. У Виктюка ведь всегда так, сам смысл спетакля мрачный, но уходишь из театра почему-то абсолютно счастливый. Словно побывал на карнавале и очистился. Под громкую музыку и улыбки актеров, которые играют в его театре всегда с отдачей в 200%.


В спектакле заняты: заслуженный артист России Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, заслуженная артистка России Екатерина Карпушина, заслуженная артистка России Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Михаил Урянский, Станислав Мотырев и другие.
Спектакль идет 2 часа без антракта.
Адрес театра: ул. Стромынка, 6 (ст. м. «Сокольники»).
Премьера 1 и 2 марта.

Роман ВИКТЮК: «Мелкий бес» нашего века – не произведение о зависти или ненависти, скорее о том, что в каждом из людей живет Лихо, литературным воплощением которого стал сологубовский Недотыкомка. Каждый борется или сосуществует с ним по-своему, но далеко не каждый может трансформировать эту глубинную движущую силу в творчество».

 

 

 

 

 

 

 

One thought on “«МЕЛКИЙ БЕС» РОМАНА ВИКТЮКА

Добавить комментарий

Loading...
Top