Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ПАРЛАМЕНТА

ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ПАРЛАМЕНТА

На пленарном заседании в среду произошел первый в истории парламента случай, когда депутаты отказались слушать министра.

Коммунист Николай Коломейцев и в этом нашел повод упрекнуть единороссов. Сегодняшнее мероприятие экстраординарное, когда пришедший на правительственный час с перспективами страны главный министр с неудом был отправлен на переподготовку. Он же был у вас на фракции. Вы что, не видели, что он не совсем готов к исполнению обязанностей?

К сожалению, суть деятельности Министерства экономического развития давно видна всем. Сам же Коломейцев назвал Минэк еще старого формата «министерством по развитию коррупции», и ему за это ничего не было. С тех пор Минэку сократили объем функций и назначили министром Максима Орешкина. Ему и все шишки.

Депутат Коломейцев не просто так назвал Минэк главным министерством. Однако в Думе совсем не говорят о роли ВШЭ, которая стоит за Минэком. А в плане идеологии развития страны над ним. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов накануне был у депутатов ЕР, и вопросов по сути к нему не было даже в сфере образования.

Все очень просто. Имперская организация строится не только на бреттон-вудской системе, без организации внутри провинций кабальные условия никто выполнять не будет. Колониальную экономику одновременно с оттоком ресурсов и подавлением конкурентного развития в зависимых странах насаждают тандемы ВШЭ и министерств экономического развития. Функция ВШЭ состоит в значительной степени в трансляции разработок евробюрократии с переводом на национальный язык.

В России указанному тандему и проще и сложнее. Проще было тем, что система внешнего управления после ликвидации 6-й статьи в советской Конституции по механизму властного зомби-паразитизма переключила на себя роль Пленума ЦК КПСС и Госплана. Затем пошагово были предприняты попытки поглощения ключевых систем: обслуживающих национальное управление НИИ, крупных университетов начиная с МГУ; флагмана советской школы подготовки управленцев ГУУ.

После скандалов вокруг статистики Росстат в конце концов был подчинен Минэку. Началась имитация развития.

В связи с изменениями в стране и мире стало возможным организовать сопротивление колониальной политике подавления развития. Седьмой созыв Госдумы на платформе, созданной предшественниками, получил миссию провести реформу надзора и контроля, навести порядок в реестрах и состыковать их друг с другом, добиться от финансово-экономического блока правительства перевода бюджетного процесса в адекватное русло.

Ответом стала ситуация, которую Владимир Жириновский обозначил одним словом «саботаж».

Надо отметить, что экстраординарная ситуация на пленарном заседании Думы случилась далеко не впервые. Например, судьбоносное заседание 10 октября 2010 года, которое непосредственно повлияло на развитие финансовой системы страны, СМИ попросту игнорировали.

6 марта 2019 года войдет в историю парламентского контроля не только тем, что депутаты впервые отказались слушать министра. СМИ мгновенно передали об этом. Необычно и то, что он вообще пришел, в прошлом было приглашения игнорировались.

Надо сказать, министр Орешкин построил свой доклад несколько лучше обычного, как мне показалось, чуть-чуть честнее.

По его словам, динамика последнего квартала прошлого года и начала этого года указывает на существенное ухудшение ситуации в глобальной экономике.

Индекс деловой уверенности опустился к минимальному уровню, который мы видели в 2012 и 2016 году. За последний год резко усилились процессы деглобализации. Санкционная борьба между странами наносит урон всей глобальной экономике. Растет протекционизм, мы видим усиление противоречий между центрами глобального роста.

Мир, который в начале века многим казался единым, разбивается на национальные платформы, которые входят в жесткую борьбу друг с другом.

«Мы все прекрасно знаем нашу российскую ситуацию, но эта ситуация носит глобальный характер. И вот наиболее яркое противостояние последнего года – это, конечно же, противостояние американской и китайской платформ. Процесс только начался, он на самом деле будет иметь долгосрочный эффект на развитие всей мировой экономики. Но текущий результат понятен – мировая торговля в декабре упала максимальным темпом с 2008 года, с мирового кризиса», – Максим Орешкин попытался перевести стрелки, но в Думе на его попытки внимания не обратили.

По результатам 2018 года в российской экономике рост ВВП составил 2,3 процента, максимальный уровень с 2012 года. Однако этот рост был обеспечен за счет разовых факторов. У нас выросла добыча нефти после выхода из сделки с ОПЕК. Большой вклад финансового сектора носит неустойчивый характер.

Причиной снижения реальных доходов стал рост обязательных платежей, процентов по банковским кредитам, увеличение налоговых платежей, а также слабая динамика процентов по банковским депозитам на фоне снижения общего уровня процентных ставок. При этом Орешкин наблюдал рост заработных плат. Индексация пенсионных и социальных выплат шла темпами инфляции.

Не все в стране оказались такими наблюдательными.

Динамика располагаемых доходов населения была неравномерной в зависимости от уровня дохода домохозяйств. Негативные факторы в первую очередь коснулись среднего класса, в то время как доходы наименее обеспеченных слоев населения продемонстрировали позитивную динамику.

В первый месяц этого года рост ВВП замедлился до 0,7 процента, инфляция составила высокий уровень в 1 процент, что было ожидаемо на фоне повышения НДС.

По итогам года министр не видит причин менять прогноз. У нас хорошее исполнение бюджета, но пока негативное влияние на экономику. Ожидается рост ВВП на уровне в 1,3 процента, инфляция будет 4,3 процента, оценка курса слабее относительно предыдущего прогноза 66 рублей за доллар.

Минэком впервые подготовлен факторный план повышения темпов экономического роста.

Отдельно министр Орешкин отметил активную работу по снижению административных барьеров. Запустили работу по «регуляторной гильотине» – механизм тотального пересмотра всех норм и правил, регулирующих контрольно-надзорную деятельность. Министр намерен решить задачу к концу следующего года. Еще одно направление – повышение объема и эффективности инвестиций в инфраструктуру, повышение мультипликатора частных инвестиций. Правительством готовится методика оценки социально-экономических эффектов.

Проводится работа над повышением качества инвестиционных программ, регулируемых компаний и тарифной политики. Правительство предлагает проводить внешний технико-ценовой аудит, формировать прозрачную схему обеспечения доходности от реализуемых инвестиционных проектов и добиваться снижения затрат через реализацию механизма бенчмаркинга.

Орешкин отдельно выделяет такие регионы, как Крым, где полностью не работает наша финансовая система. Крыму дают специальные механизмы. Там создается отдельная лизинговая компания с государственным участием. Финансируются микрофинансовые организации. Повышенные лимиты также есть по Дальнему Востоку и Северному Кавказу.

В последнее время предприниматели всё чаще жалуются на проблемы, связанные с угрозами возбуждения уголовных дел. Минэк уже начал работу по созданию специальной системы сбора жалоб по таким случаям.

Председатель Вячеслав Володин не прерывал. Дослушав пространные рассуждения до конца, поставил вопросы, от которых министр Орешкин поплыл.

«Учитывая, что у нас уже с вами март, хотелось бы услышать, какое количество средств в регионы направлены в рамках реализации национальных проектов и госпрограмм, по какому объему состоялись конкурсы?» – спросил Володин.

В Думе развернулось целое расследование, однако известный ответ озвучить никто не решился.

В конце концов сам же Володин обрисовал стандартную картину: «Если только сегодня средства еще не доведены, это значит, вот исходя из опыта предыдущих лет, они придут в регионы не раньше июля. Дальше будут проводиться конкурсы, эти конкурсы закончатся не раньше сентября. Затем начнется очковтирательство: спешка, штурмовщина, невведенные объекты будут думать, как вводить. Эффективность реализации национальных проектов будет сведена до минимума. Мы не можем себе этого позволить».

Председатель призвал палату перестроить работу и перевести заслушивание министров из формальной плоскости в KPI, в плоскость достижения конкретных результатов.

В свое оправдание министр Орешкин указал на проблему общей картины всех национальных проектов, графика их исполнения и графика достижения конкретных результатов уже в 2019 году. Поэтому вопрос должен задаваться не только ему, а большему количеству членов правительства, ответственных за все национальные проекты.

Орешкин думает, лучше провести общее мероприятие по всем национальным проектам, вызвать всех министров, которые отвечают за каждый национальный проект, и чтобы каждый из них ответил то, что он делает.

С этим депутаты согласились, но председателя Банка России Эльвиру Набиуллину предусмотрительно «забыли». Между тем повышение дважды базовой процентной ставки и вывод ресурсов – это к ней.

Володин подчеркнул, что Минэк отвечает за рост экономики в стране. Нас время обязывает по-другому подходить.

Председатель опросил фракции. В итоге принято решение перенести правительственный час на конец марта – начало апреля.

«Коллеги, и еще раз подчеркиваю, что нас всех это ко многому обязывает. У нас есть шанс, давайте его использовать для того, чтобы были решены проблемы наших граждан», – сказал Володин и отпустил приглашенных по вопросу правительственного часа.

Таким образом, нарушая регламент, Вячеслав Володин впервые сломал бессмысленную рутину правительственного часа в подаче финансово-экономического блока правительства.

После этого палата приняла закон «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса РФ» о запрете использования жилых помещений многоквартирных домов в качестве гостиницы.

Председатель ответственного комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская учла дискуссию накануне во втором чтении и, в частности, возражения Николая Гончара.

«Я хотела бы, чтобы пресса говорила не только о предпринимателях, а говорила о гражданах, жалобы от которых продолжают массово поступать в Государственную Думу. Их голоса сегодня не слышно. Слышны только визги, вопли тех, кто занимается бизнесом, и зачастую незаконно, и не платит налоги».

Возвращаясь к сегодняшнему выступлению господина Орешкина, Хованская хотела бы знать, откуда взяли цифру потери в 4 миллиарда? Большинство хостелов в жилых помещениях не платят налоги, не регистрируются, и проконтролировать эту ситуацию на сегодняшний день невозможно, потому что в жилое помещение войти нельзя, это конституционная норма.

Хованская считает необходимым продолжить работу, которую не довели до конца, когда принимался закон о туристической деятельности. Надо уточнить положение, что такое средство размещения, потому что именно в эту щель сейчас будут пролезать недобросовестные предприниматели. Работу должны завершить, иначе закон будет иметь половинчатый характер.

К сожалению, в одной заметке невозможно отразить все решения этого дня. Во втором чтении приняты две пары законопроектов по ответственности за фейки и оскорбления России с сопутствующими поправками в Административный кодекс. Все документы серьезно доработаны и все же вызывают ожесточенную критику со стороны КПРФ и ЛДПР.

Лев МОСКОВКИН

Добавить комментарий

Loading...
Top