Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > ТИХОЕ СЧАСТЬЕ ОКНАМИ В САД

ТИХОЕ СЧАСТЬЕ ОКНАМИ В САД

Бард-клуб «Гнездо глухаря», премьера спектакля Марата Кима «К чему сей фрак?» по пьесе А. П. Чехова «Предложение».
Это – мюзикл. Современными интерпретациями классики никого нынче не удивишь, но все-таки мюзикл по Чехову – не очень обычно. Несмотря на то, что театральные прецеденты были, начиная со знаменитого водевиля «А чой-то ты во фраке?» в «Школе современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, 1992 год.
Либретто – поэта и барда Дмитрия Сухарева, музыка – Сергея Никитина. Для нового спектакля они написали новые, вставные номера.
В постановке Марата Кима комедийности-водевильности гораздо меньше. На мой взгляд, он тем самым приблизил спектакль к оригиналу. Известно, классик любил называть свои творения комедиями, вплоть до «Вишневого сада». Но в них, даже в ранних, времен пересмешника Антоши Чехонте, неизменно, сквозь все перипетии, звучит та самая чеховская нота: «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». А с другой стороны, то, что определил в свое время Горький: «Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живете, господа!»
Скверно-то скверно, но кто ж виноват? Казалось бы, персонажи уже на пути к совместной жизни, возникли планы, почти реальностью становятся мечты о семейном счастье в усадебке с окнами в сад. Тем более, когда годы уходят: он (артист Роман Ланкин) – заброшен, одинок, она (актриса Ирина Сурина) – перестарок, как говорили в те времена. Перспективы замужества в их уезде, где все друг друга знают, и женихи наперечет, с каждым днем тают, как мартовский снег. Ее отец (артист Дмитрий Богданов) несказанно рад, что сосед-помещик приехал с предложением руки и сердца.
Но ведь не получается. Добро бы внешние злые силы мешали, или, в конце концов, принципиальные разногласия, на что все живые люди имеют право. Да нет же – только их же мелкие глупости и тупое упрямство. В простой житейской ситуации вдруг начинается жуткий спор, распря, уходящая корнями в поколения – чьи Воловьи Лужки. Или, того паче – чей гончий пес лучше. Упертые, косные в своих представлениях о жизни уездные помещики доходят до яростного ожесточения, вплоть до срывания со стены ружья. Зритель в недоумении, он-то сразу понимает, что конфликт сам по себе идиотический, поскольку после женитьбы и Воловьи Лужки будут общими, «нашими», и собаки – тоже.
Наконец, сия сложная мысль доходит и до сознания яростных спорщиков…
Режиссер Марат Ким, четко обозначив сюжетную линию, превращает абсурд в бурлеск, в феерию с благополучным финалом, где эти «скучные, серые, бессильные» против самих себя люди все-таки сливаются в общем хоре, рефреном которого стали абсолютно гениальные строчки Дмитрия Сухарева: «Тихое счастье окнами в сад».
К радости зрителей, особенно сейчас, когда давно уже и в действительности, и в произведениях искусства так редки талантливые и счастливые финалы.
Актеры Ирина Сурина, Роман Ланкин и Дмитрий Богданов, хористы Наталья Евтюхина, Анастасия Свиридова, Евгений Суслов и Владимир Петрашко почти на два часа буквально завораживают зал, вызывая то веселый смех, то грустный.
Бард-клуб «Гнедо глухаря» – не театр в обычном представлении, с занавесом, кулисами, с его дистанцией от зала, а небольшая открытая сценическая площадка, она не отдалена от зрителя, все рядом. Зрители – едва ли не участники представления, и часто становятся таковыми в ходе импровизированных, нештатных ситуаций. Когда актеры и хористы проходят через зал, всем видно, как они захвачены действом, в восторге от происходящего, от самих себя, от спектакля.
Спасибо им за талант. Это всегда редкость и большая радость.
Очередной премьерный спектакль – 9 марта. Конечно, совпадение с 8 марта случайное, произвольное, но в данном малом отрезке времени в чем-то и символическое. Ведь женщины лучше всех знают и понимают, что главное в жизни – тихое счастье окнами в сад.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top