Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ТРИ СПОСОБА ГОРОДСКОЙ НАВИГАЦИИ

ТРИ СПОСОБА ГОРОДСКОЙ НАВИГАЦИИ

Спору нет, за последние несколько лет общественный транспорт в Москве стал более комфортным, высокотехнологичным и интерактивным. GPRS, световые табло на остановках и прочие прелести цивилизации постиндустриального общества. Плюс транспортное приложение в смартфоне и Интернет на каждой улице. Сейчас даже не верится, что еще лет десять назад мы обходились без всего этого. Что вся информация о каком-либо маршруте ограничивалась табличками на остановках с номерами и списком улиц на бортах автобусов и троллейбусов.

И поэтому, когда натыкаешься на какую-то точку в Москве, где все эти системы дают сбой, испытываешь недоумение и растерянность.
Занесло меня однажды на остановку «Бульвар Генерала Карбышева». Случайно. Ехала на работу, зачиталась, замечталась, в общем, выскочила из транспорта и стала озираться в поисках чего-нибудь. Не ехать же обратно весь маршрут!
Для начала надо было попасть на другую сторону. Поскольку тут проходит проспект маршала Жукова, эстакада и вообще не менее пяти полос в разные стороны и на разных уровнях, то единственный способ – подземный переход. А из него, заметим, на той стороне два выхода. Возле каждого выхода – остановка. И еще третья остановка в глубине квартала маячит.
Причем ни в переходе, ни на самих остановках нет никакой информации! Все, что есть, – это номера общественного транспорта. И их очень много! На одной остановке – десять, на другой – три. На третьей – только один, автобус №48… ну ладно, эту остановку можно сразу отмести, она в глубине квартала. А вот между двумя первыми остановками я малость побегала (погода, кстати, была ветреная, а эстакады обычно разгулу ветров весьма способствуют). Наконец какая-то добрая душа направила к нужному павильону.
Если первый вопрос был где именно сесть, то второй – на что сесть? Щиты для карт блестят стеклом и ровной металлической поверхностью и признаваться не собираются. Кроме того, на всех подъезжающих автобусах маршрутная табличка отличается предельной лаконичностью. Указаны только начальный и конечный пункты. Например, автобус №850: «Крылатское – Метро Краснопресненская». А в промежутке что? Как он идет из этого Крылатского до почти Садового кольца? Мимо Филевского парка? Или через Кутузовский проспект? А может быть, вообще делает крюк на север, через Ленинградку?
Пришлось вспомнить старую поговорку «язык до Киева доведет» и у каждого подъезжающего спрашивать: «А вы до метро «Улица 1905 года» идете?» Оказалось – именно 850-й автобус и идет.


Внутри автобуса возник другой вопрос: а когда выходить? Голосовое оповещение отсутствовало вообще. На световом табло появлялась самая разнообразная информация: время, дата, температура за бортом и в салоне. Но главная «изюминка» – это бегущая строка. «Внимание! С 16 по 24 февраля будет закрыто движение от станции метро Комсомольская до станции Бульвар Рокоссовского»… Товарищи, на дворе уже середина марта! Вы лучше скажите, какая будет следующая остановка!
Увы. Этой информацией табло не располагало. Пришлось опять прибегнуть к помощи пассажиров.
Заинтересовавшись причудами оповещения, я решила проехаться этим маршрутом еще раз. А вдруг опять будет что-то интересное? И не ошиблась!
На этот раз на протяжении почти всего маршрута табло упрямо твердило, что следующая остановка – «ОВД Крылатское». К какой бы остановке мы ни подъезжали – «Поликлиника №115», «2-я Черногрязкая», «Сергея Макеева», «Метро Улица 1905 года» – табло было стойким. Оно вело себя примерно как та женщина из анекдота, которая на протяжении последних пятнадцати лет утверждает, что ей тридцать шесть лет! Годы идут, автобус едет, морщинки на лице прибавляются, улицы и пейзажи за окном меняются, но слово женщины из анекдота и табло в автобусе остается твердым. Тридцать шесть лет и ОВД Крылатское!
Голосовое оповещение в этом автобусе работало. Только вот определить, насколько оно соответствует маршруту, мне не удалось – несмотря на отличный слух. Можно было разобрать, что голос женский. Можно было определить, что он приятный. Но главное, что бросалось в глаза, точнее в уши, – это то, что он был очень тихий. И шум мотора совершенно заглушал смысл. Не исключено, что этот приятный женский голос тоже заклинило на каком-нибудь «Центре досуга Кунцево».
Ну и в довершение всего на Звенгородском шоссе после Третьего транспортного кольца обнаружился участок без Интернета.
Из всего этого я сделала три вывода.


Первый: в Москве есть места, которые похожи не на столичный прогрессивный город XXI века с развитыми информационными технологиями, а на глухомань. И для этого совершенно необязательно ехать на самый край города. Бульвар Генерала Карбышева – это, конечно, не центр. Но близко.
Второй: чем больше электронных технологий, тем болезненнее воспринимаются их сбои. Причины разные. Прежде всего, мы сами, жители города, теряем навыки ориентации в пространстве с минимумом информации. Ведь раньше мы как-то ориентировались без всяких бегущих строчек и смартфонов, правда? Есть и еще одна причина: чем больше электронных средств оповещения, тем меньше внимания уделяется средствам механическим. Тем же табличкам с подробным описанием маршрута на борту общественного транспорта. Или картам на остановках. Или записи голосового оповещения об остановках. Но – взялся за гуж, не говори, что не дюж! Электронные системы необходимо проверять, чтобы их не клинило на одной остановке. Обновлять, чтобы не видеть в марте февральское оповещение. И обязательно – дублировать простыми, механическими средствами. Потому что напечатанные на доске буквы просто так с нее не облезут. А вот микросхема на жидких кристаллах полетит запросто!
И третье. Все-таки самый надежный способ ориентироваться в незнакомой местности – это спросить аборигена. Человеческое общение надежнее и электронных табло, и даже напечатанных на бумаге карт.
Главное – не потерять в процессе эволюции этот важный навык.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото автора.

Добавить комментарий

Loading...
Top