Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > «ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ»

«ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ»

На открывающемся IV Московском культурном форуме, посвященному году театра, пройдет премьера новой программы Евгения Миронова и Ксении Раппопорт, посвященной переписке Петра Ильича Чайковского и Надежды Фон Мекк. Мария Чемберлен побывала на репетиции и поразилась необыкновенному сходству главных героев и их персонажей.

Как известно, Евгений Миронов и Ксения Раппопорт и фонд «Артист» который они представляют, давно и активно помогают ветеранам сцены. Каждый год они дают спектакль под названием «Признание в любви». В этом году он совпал еще и с Московским культурным форумом, а это значит что с помощью спонсорских денег, которые пойдут на благотворительность, проект на форуме смогут увидеть все желающие. И не просто увидеть, но и услышать – переписку композитора и его мецената актеры читают в сопровождении симфонического оркестра.

История взаимоотношений этих двух персонажей до сих пор не до конца разгадана. Тринадцать лет переписки, три тома писем, запутанные взаимоотношения. Кем была для Чайковского фон Мекк? Теневым спонсором, преданным поклонником, музой, благодетелем? От романтического тона, откровений и бесконечных благодарностей Петра Ильича вначале, до раздраженных сетований его в письмах братьям от непонимания чего хочет от него фон Мекк и усталости от вечной признательности. Фон Мекк действительно не хотела ничего, ни личных встреч, ни благодарности. Чайковский даже четвертую симфонию просто посвятил моему другу, без упоминания имени. Но Надежда Филаретовна знала что это ей. Благодаря ее щедрым и многолетним пожертвованиям она заплатила за свободу Чайковского, спасла его от рутины преподавания, избавила от последствий безумной и катастрофической женитьбы, подарила ему комфорт и обеспеченность на годы.

У нее было 11 детей и она даже выдала замуж одну из дочерей за племянника Чайковского, пытаясь породниться, но на личной встрече никогда не настаивала. Они виделись лично всего дважды: мельком в театре и на прогулке, где они только раскланялись издали и все.

Оттого особенно интересно вникнуть в их переписку пытаясь разгадать, что стояло за их платоническими отношениями – родство душ или просто вежливость, задушенное личное чувство со стороны фон Мекк или искренняя любовь к музыке?

Характеры актеров как нельзя лучше усиливают эту интригу. Холодноватый тон Раппопорт и живой, капризный тенор Миронова то сливаются в унисоне понимания, то тонут в вежливых оборотах, приличиях и всех этих милостивых государей.

Но музыка звучащая между этими пронзительными эпистолярными признаниями напоминает нам о главном, что подарили эти отношения миру – музыку Чайковского такой, какой мы её знаем. Ее звучание — во всех уголках мира, по всем часовым поясам, днём и ночью, во всех концертных залах и во всех комнатах, где стоит фортепиано, под палочку прославленных дирижёров или из-под непослушных детских пальцев — вот настоящий памятник ей.
Надежда Филаретовна фон Мекк пережила Чайковского всего на два месяца. Она умерла от туберкулёза в январе 1894 года. Её похоронили на кладбище бывшего Новоалексеевского монастыря в Москве, теперь этого кладбища нет, оно давно снесено, и по нему проходит автомагистраль.

Но музыка, а теперь и голоса наших лучших актеров, оживляющих их переписку, будут напоминать об этом всегда.

«Признание в любви» можно услышать в Центральном Манеже 22 марта в 22.00 вход по регистрации.

Мария Чемберлен

Фото автора и Ирины Будовнич

Добавить комментарий

Loading...
Top