Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ЭХ, ЗАКУПКИ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН…

ЭХ, ЗАКУПКИ, ПЫЛЬ ДА ТУМАН…

Контрактную систему закупок для государственных и муниципальных нужд ожидают серьезные изменения. Какие именно, данная тема станет предметом обсуждения на Юбилейном XV Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в Москве с 3 по 5 апреля в 75 павильоне ВДНХ под девизом: «Ускоряем цифровизацию закупок – выполняем Указы Президента!».
По информации директора Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Андрея Садофьева, рабочая повестка Форума сформирована совместно с ОНФ и Федеральным казначейством. В нее включили наиболее значимые и обсуждаемые вопросы в сфере закупок: регулирование контрактной системы, снижение трудозатрат заказчиков, развитие конкуренции и вхождение в систему госзаказа малого и среднего предпринимательства, расширение автоматизированных функций Единой информационной системы.
«Это как раз те темы, которые лежат в плоскости предлагаемых Минфином реформ», – сказал Садофьев.
Для завязки разговора в преддверии Форума в ТАСС состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, замруководителя ФАС Михаил Евраев, аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров, Директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова, координатор проекта ОНФ «ЗА честные закупки», зампред комитета ГД по финансовому рынку Антон Гетта и упомянутый выше директор Форума-выставки Андрей Садофьев.
Чтоб было понятно, громоздкую и коррупционную систему госзакупок строил Минэк. При отсутствии Госплана все делалось по плану. Сначала убрали Госплан, преемником которого почему-то считается Минэк, хотя его роль ровно обратная. Потому разрушили советский арбитраж и стандарты. На этой базе построили систему госзакупок.
Судя по развитию событий, тема передана полностью Минфину, а Минэк занялся реформой контроля и надзора. Фактически готовится революция с полным обрушением действующей системы до 2021 года. Минэк все так делает по опыту кадастра, стандартов, категорирования земель, БТИ, архивов. Такая же история была с обеспечением государственных нужд.
К настоящему времени сложилась система из двух законов – 223-ФЗ о госзакупках и 44-ФЗ о федеральной контрактной системе. В Думе говорят о них постоянно. Время от времени предлагается что-то для кого-то упростить или отменить. Само предложение убрать 44-ФЗ встречается аплодисментами. Иногда наиболее выдающиеся думские реформаторы вносят законопроекты по затыканию конкретных коррупционных дыр в 223-ФЗ. В ответ им коллеги по палате, у которых немного получше с инстинктом самосохранения, менторским тоном растолковывают глупость нереализуемого предложения.
Революцию в системе государственного обеспечения затеял председатель Думы Вячеслав Володин, чтобы убрать саботаж из процесса исполнения национальных проектов, на которые выделены гигантские деньги.
В ответ на вопрос МП участники пресс-конференции единодушно высказались против того, чтобы ломать систему. На практике это означает, что установка президента страны и председателя Думы по выполнению национальных проектов налетела на контр-установку провести реформу с усложнением регулирования. Уже просматривается появление новых структур типа клиринговых центров для исключения сговора.
Благие изменения растянутся во времени и усложнят и без того неповоротливую систему нагромождением поправок на поправки, заплаток на заплатки, регулирование регулирования, контроля за контролирующими и подглядывания за подглядывающими.
Пахать и рожать детей станет некому, все будут при деле. Вершина эволюции англосаксонской островной цивилизации.
Для иллюстрации Демидова, Евраев и Артюхин хорошо подготовились к пресс-конференции. Журналистам показали презентации со схемами действующей системы проблем в закупочных процедурах с параллельной картиной предлагаемых мер.
Когда на дворе у нас еще стоял дремучий СССР, но уже издавался журнал «Америка», подобные системы игры в сложность вызывали какой-то нездоровый интерес. Тогда мы еще не могли подумать, что этот стержень англосаксонской ментальности пронзит страну насквозь по всему тракту внутренних процессов. Было бы неправильно называть авторов реформы вредителями или саботажниками. Есть вторая особенность любого смутного времени параллельно разрушению, она выражается в стремлении к сложным конструкциям. Стремление неодолимо и превращается в самодостаточную игру.
В отличие от «танчиков», где ты гробишь себя и свою жизнь, заигрывание с госзакупками гробит страну и придает игроку чувство не виртуальной, а реальной власти. Чтобы затормозить могучую Россию, одной такой системы мало. Практически то же самое работает в банковской и финансовой сферах, в здравоохранении, образовании, спорте, социалке и конечно же в пенсионной системе. Куда ж без нее.
Игра отрывает от реальности и провоцирует в ней любопытные процессы самоорганизации альтернативной теневой власти. Можно до опупения воевать с коррупцией, как китайцы с воробьями. В представленной картине коррупция будет процветать, прорастая по цепочкам организованной огосударствленной преступности.
Несмотря на очевидные истины, никто не собирается убирать посредников и переводить финансирование с банковского на казначейское. На лице у руководителя казначейства ничего не дрогнуло от вопроса об этом.
Аудитор Рохмистров к общему единодушию по вопросу «ломать или не ломать» не присоединился, промолчал. Однако из его выступления позиция очевидна и практически все конкретные вопросы отпали, кроме одного, главного: каков мандат думских проводников реформы закупок и прислушается ли к ним Минфин? Пока Минфин с ФАС не могут договориться по конкретным вопросам типа создания клиринговых центров, которые усложнят закупочные процедуры.
По данным Рохмистрова, от 107 трлн руб. ВВП общий объем закупок более 31 трлн то есть треть ВВП. Людям неважно разделение по двум законам, для них это все госзакупки.
Аудитор старается делать проще и понятней, не все получается. Остаются высокие коррупционные риски. Ответственность за качество работ законодательством не предусмотрено. Нет ответственности заказчика за оплату работ. Может пользоваться продуктом и год как не оплачивать. Поставщик не может вернуть кредит, фактически разрушается система производства.
Заказчик может разорвать контракт в одностороннем порядке и привести своего подрядчика, который получит оплату в том числе и за то, что сделал предшественник. Повышение конкуренции в сфере госзаказа – это проблема, она же возможности. По 44-ФЗ конкурентность застыла на трех, по 223-ФЗ – 1,56, то есть ее почти нет.
В 44-ФЗ уровень издержек 10% а по некоторым позициям гораздо выше. Для исполнителя издержки носят превентивный характер, он еще не стал победителем конкурса и уже несет расходы. Те же проблемы в 223-ФЗ.
График Счетной палаты показывает, что высокие риски и низкая эффективность резко упали с введением 44-ФЗ в 2014 году. А дальше пошло их увеличение с каждым годом и почти достигло уровня на дату принятия.
Диагноз аудитора: увеличение регулирования перегрузило закон. 44-ФЗ не нравится всем: честным сложно выполнить и и жуликам сложнее воровать. 223-ФЗ немного нравится и жуликам и честным, проще и тем и другим. Показатели эффективности по 44 выше.
Рохмистров уповает цифровизацию процесса. Люди будут знать, что не надо договариваться. Когда мы такси заказываем одной кнопкой, нам и невдомек, что конкуренция за наш заказ от десяти до нескольких тысяч. Вот и госзаказ так же должен работать.
Депутат Антон Гетта, который ломать ничего не собирается, в ответ на вопрос МП все же сказал о сложности законодательного регулирования. Сам закон триста страниц текста как «Война и Мир». И еще двести подзаконных актов.
Надо сказать, депутаты во главе с председателем Володиным окончательно утратили вкус к игре ради игры. Такой парламентский формат строился поэтапно несколько созывов. Разве что у коммунистов случаются рецидивы. Из-за доминирования либеральных установок Думе не дано построить адекватную простую систему реализации властных функций. В таком случае согласно мандату будет создаваться законодательный протез совести, чтоб на берегу предусмотреть каждый девятый вал дикого рынка.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top