Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > РОССИЯ РАЗВИВАЕТСЯ ХАОТИЧНО

РОССИЯ РАЗВИВАЕТСЯ ХАОТИЧНО

Председатель комитета СФ по экономической политике Дмитрий Мезенцев провел в понедельник круглый стол «Стратегия пространственного развития России: проектная деятельность в субъектах РФ».

Обсудили проект Плана реализации Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года. С основным докладом выступил заместитель министра экономического развития РФ Вадим Живулин.

Ситуация с пространственным развитием страны откровенно дикая. Пространственное планирование существовало в России с имперских времен. Внезапно ушло в небытие вместе с Советским Союзом. Застройка идет хаотически. Наблюдается болезненная жажда воткнуть свое там, где уже что-то есть. Предприимчивые ребята совершенно точно знают, что нужно, и лезут со своим новоделом в исторические центры крупных городов. Памятники культурного наследия горят. Малые города забыты. В них нет ни работы, ни развития. Регионы конкурируют друг с другом в доходном производстве и не создают то, чего нет или не хватает. Вместо взаимного обмена продукцией закупают за рубежом.

Кто виноват и что делать, определилось как-то само собой сразу после того, как была создана первая в постсоветское время Стратегия пространственного развития России. Основу ее делал Институт географии РАН. Потом вступил Минэк. Разработки географов были заброшены. Кто-то решил за всю Россию, что ей не надо развиваться за пределами нескольких крупных городов. Фактически воплощена мечта англосаксов если ни уничтожить Россию, то хотя бы схлопнуть ее до размеров Московии.

Минэк многое делает по возможности негласно. Например, как будет проходить реформа контроля и надзора – «регуляторная гильотина» – мы до сих пор не знаем. В случае с пространственным развитием информация просочилась и возник скандал. Особенно возмущалась председатель СФ Валентина Матвиенко.

Как правило, источник вредных решений остается неизвестным. Идет война с тенью. Иногда тот или иной депрессивный проект находит публичную поддержку со стороны, указывающей на внешнее управление. Так получилось со Стратегией пространственного развития России. Совет Федерации должен был ее утвердить в прошлом году, но так и не смог получить документ законным образом.

Несмотря на то что Стратегия наконец утверждена правительством 13 февраля и прошло уже больше месяца, замминистра Живулин пришел в СФ без текста. Обещал представить где-то через неделю и разрешил подавать предложения.

Для чего? Минэк предложения не учитывает. Впервые в парламентской практике обсуждался документ без документа. Что может министерство дорабатывать в утвержденной правительством Стратегии?

Ответ – все.

16 мая прошлого года сенаторы пригласили руководителя Центра пространственного планирования Московского архитектурного института Андрея Бокова. Он рассказал о подходах к стратегии пространственного развития России. Он поведал, что необходимо возвращение государства, оно обязано руководить. Триста лет Россия обеспечивала пространственное развитие. Четыреста городов при Екатерине Второй получили системную структуру и план развития. Основой городской реформы стала подписанная 21 апреля 1785 г. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи».

Боков считает, что сложившаяся система поселений представляет большую ценность. Развитие России строилось прогрессивнее Запада. Начало семидесятых принесло период жесточайшего кризиса европейского города. В 1971-м возникает план развития Москвы с системой городов, спутников и магистралей. Советский опыт видения будущего и представление о пространства включает все три уровня: пространство страны, локальное пространство и пространство жизни. Все связано.

Связная системность утрачена.

Приглашенные на круглый стол губернаторы говорили, что их предложения не учтены.

О том же сказал аудитор Счетной палаты Юрий Росляк: предложения места не нашли. Не выдержана очередность документов. Не учтены параметры научно-технического развития. Рекомендации не отражены. Стратегия пространственного развития должна иметь горизонт планирования как минимум до 35-го года, невозможно в короткий срок.

Аудитор Росляк предложил не бояться вопросов планирования. План нужно не только услышать, но и увидеть. Нужно определить направления развитие экономики. Национальные задачи должны быть рассредоточены по территориям. Регионы не должны конкурировать друг с другом. Необходимо формирование центров развития исходя из национальных целей. Поиск оптимальных вариантов не вопрос субъектов. Нужно подключать научное сообщество.

Именно этого Минэк как раз и избежал, устранив науку из планирования. По словам архитектора Бокова, наука вообще уничтожена. О рыночной псевдоэкономике он даже не вспомнил.

Живулин отметил некачественные полемики дискуссии. Если заявились, идите и обеспечьте, – сказал в ответ Мезенцев. Успех каждого направления будет зависеть от качественной взаимной настройки. Нам всем не хватает целеполагания.

Сенатор призвал замминистра не обижаться.

Вместо одной стратегии участникам круглого стола раздали целый сборник материалов объемом с книгу с документацией внутренней переписки правительства, имеющей отношение к пространственному развитию и проектной деятельности. Приведены предложения в переписке регионов и министерств. В значительной степени переписка имеет технический характер, кто в чем и когда участвует.

Из документов следует, что координации нет не только между регионами, но и между министерствами.

Для примера, как строится деятельность, можно прочитать хотя бы два списка из плана реализации стратегии, которые представил Минэк.

 

В качестве цели пространственного развития РФ на период до 2025 года определено обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития РФ, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также обеспечение национальной безопасности страны.

Для достижения указанной цели в Стратегии предлагается решение следующих основных задач:

  1. Ликвидация инфраструктурных ограничений федерального значения, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
  2. Сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов РФ, а также снижение внутрирегиональных социально-экономических различий.
  3. Усиление межрегионального сотрудничества и координации социально-экономического развития субъектов РФ в рамках макрорегионов.
  4. Повышение конкурентоспособности экономик субъектов РФ путем обеспечения условий для развития производств в отраслях перспективных экономических специализаций субъектов РФ, в том числе в перспективных центрах экономического роста субъектов РФ.
  5. Повышение устойчивости национальной системы расселения путем социально-экономического развития городов и сельских территорий.
  6. Повышение территориальной доступности оказания услуг отраслей социальной сферы.
  7. Обеспечение расширения географии и ускорения экономического роста, научно-технологического и инновационного развития РФ а счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста РФ – крупнейших и крупных городских агломераций.
  8. Формирование и развитие минерально-сырьевых центров.
  9. Обеспечение улучшения состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия РФ, культурных ландшафтов и сокращение негативных последствий от изменения климата.
  10. Обеспечение национальной безопасности РФ за счет социально-экономического развития геостратегических территорий.

Задачи пространственного развития РФ раскрываются в направлениях пространственного развития РФ.

Приоритетный (целевой) сценарий пространственного развития Российской и предполагает снижение различий между субъектами Российской по основным социально-экономическим показателям.

К 2025 году будут обеспечены условия для расширения географического роста в результате повышения транспортной связанности центров экономического роста между собой и с окружающими территориями, а также за счет инфраструктурного обустройства существующих центров и формирования новых центров.

В целях решения задач пространственного развития РФ Стратегии определены следующие основные механизмы ее реализации:

1) разработка долгосрочных планов социально-экономического развития отдельных территорий, в том числе субъектов РФ, их частей и городов в целях реализации определенных в Стратегии общенациональных задач;

2) разработка государственной программы в сфере комплексного социально-экономического развития сельских территорий;

3) реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ на период до 2024 года (далее – Комплексный план) и разработка комплексных планов развития инфраструктуры регионального значения;

4) разработка и утверждение стратегий социально-экономического развития макрорегионов и планов их реализации;

5) учет перспективных экономических специализаций субъектов РФ при формировании нового механизма развития территорий (инвестиционных площадок) с особым режимом ведения предпринимательской деятельности; разработке и утверждении методики оценки эффективности налоговых льгот, предоставляемых производителям продукции; проведении инвентаризации отраслевых правил предоставления бюджетам субъектов РФ и (или) хозяйствующим субъектам субсидий а иных целевых трансфертов из федерального бюджета;

6) разработка и утверждение комплекса мер по привлечению населения на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией;

7) разработка и утверждение комплекса мер по стимулированию приграничного сотрудничества приграничных субъектов РФ с сопредельными странами;

8) совершенствование механизма реализации государственных программ социально-экономического развития приоритетных геостратегических территорий;

9) разработка и утверждение национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года;

10) включение в национальные н федеральные проекты (программы), государственные программы РФ, планы и программы развития компаний с государственным участием разделов о социально-экономическом развитии приоритетных геостратегических территории РФ;

11) субсидирование организаций воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажирам, проживающим в Калининградской области, Республике Крым и г. Севастополе, Дальневосточном макрорегионе; Арктической зоне РФ, на удаленных и труднодоступных территориях;

12) учет положений Стратегии при разработке и внесении изменений в национальные и федеральные проекты (программы) РФ.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top