Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЭКОНОМИКИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗ СИЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ЭКОНОМИКИ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗ СИЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

О мерах правительства по реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» рассказал в рамках правительственного часа 456-го пленарного заседания СФ 10 апреля Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Судя по цифрам Минпромторга, задачи несырьевого экспорта скорее политические, чем экономические.
Суммарный объем поддержки развития несырьевого и неэнергетического экспорта до 2024 года более 950 млрд рублей. Задача – выйти к 2024 году на объем несырьевого неэнергетического экспорта в 250 млрд долларов.
В прошлом году получили рекордный показатель по несырьевому неэнергетическому экспорту в 150 млрд долларов.
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» состоит из пяти федеральных проектов. По направлению «Промышленный экспорт» мы должны выйти к 2024 году на объем 205 млрд долларов, что более чем в полтора раза выше текущих значений. Акцент был сделан на предоставлении льготного банковского кредитования. Универсальная субсидия с совокупным объемом в 361 млрд рублей позволит предприятиям привлекать кредиты на 4,5% ниже коммерческих банков.
Лидерами в части наращивания экспорта являются отрасли машиностроения, химическая промышленность, металлургия, фарма, легкая промышленность, и лесопромышленный комплекс, который в прошлом году показал рост экспорта выше 20%.
Многих волнует вывоз из страны необработанной древесины и есть предложение о введении полного запрета на ее продажу за рубеж. Что идет вразрез с обязательствами по ВТО и может обернуться ответными мерами. На сегодняшний день в запрете нет необходимости, поскольку с каждым годом доля экспорта круглого леса снижается. Если в 2008 году она составляла 22% от общего объема заготовки, то сейчас достигла исторического минимума в 7,8%, причем за этот период объем заготовки вырос примерно на 10% – до 239 млн кубометров.
С 2017 года введена квота на экспорт кругляка в размере 4 млн куб. метров, которую с 2021 года планируется снизить в два раза.
На квотируемый объем будет увеличена экспортная пошлина – с 6,5% до 13%. С 2024 года полностью откажемся от квот, подняв единую пошлину до запретительных 80% по всей России.
Для усиления борьбы с нелегальными вырубками Минпромторг с коллегами из Рослесхоза, ФТС, ФСБ и прокуратуры разрабатывает дополнительные меры ужесточения ответственности.
Отдельно министр Мантуров сказал про экспортный потенциал диверсификации ОПК. Через программу Фонда развития промышленности «Конверсия» военные заводы уже привлекли свыше 4,5 млрд рублей под 1% годовых на реализацию проектов по производству высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции гражданского и двойного назначения.
Обозначенные инструменты поддержки будут доступны резидентам российских промышленных зон за рубежом. Пилотный индустриальный хаб создается в Египте. На его развитие до 2024 года предусмотрено финансирование из бюджета в объеме 12 млрд рублей. Заключены соглашения о намерениях с 14 российскими компаниями, а потенциально изъявляет свое желание более 50 компаний. В будущем аналогичные хабы планируется создавать в регионах Южной Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Чтобы в целом сократить издержки выхода российских компаний на внешний контур, Минпромторг ведет работу по смягчению отраслевого регулирования. Это касается упрощения процедур таможенного оформления, либерализации мелкооптового экспорта, учреждения линейки гибких тарифов перевозки высокотехнологичных грузов, оптимизации процедур валютного контроля и возврата НДС.
Затраты на транспортировку экспортной продукции будут снижены за счет удвоения пропускной способности погранпереходов. Для этого в федеральном проекте «Логистика международной торговли» предусмотрены строительство и модернизация 37 автомобильных, морских, железнодорожных и воздушных пунктов пропуска.
Минимизация логистических расходов важна и при реализации федерального проекта «Экспорт услуг». С коллегами из Минстроя и Минэнерго Минпромторг прорабатываются механизмы приоритетного применения отечественной продукции при реализации за рубежом крупных инфраструктурных проектов. Прежде всего это касается номенклатуры отраслей энергетического машиностроения, строительно-дорожной техники и радиоэлектроники.
В части сельскохозяйственного и пищевого машиностроения долгосрочным драйвером развития станет федеральный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса». Удвоение поставок продовольствия иностранным покупателям к 2024 году – с 20 до 45 млрд долларов – потребует ускоренного обновления парка сельхозтехники. Отрасль готова обеспечить эту потребность. В целом на развитие аграрного экспорта в федеральном проекте предусмотрено более 420 млрд рублей.
На наглядное ознакомление наших контрагентов с существующими в стране компетенциями направлен федеральный проект «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Его администрирует Российский экспортный центр. Для продвижения российского экспорта предусмотрены поддержка участия предприятий в глобальных отраслевых выставках и организация деловых бизнес-миссий.
На базе торгпредств формируется экспертная команда, в состав которой входят специалисты, прошедшие необходимую подготовку в Минпромторге и Российском экспортном центре. В феврале открыли первую такую структуру в Индии. До конца текущего года эти группы должны заработать еще в шести странах – Китай, Германия, Турция, Вьетнам, Сингапур и Узбекистан.
За федеральный проект «Экспорт услуг» отвечает Минэк, он работает совместно с Минпромторгом. Помимо туризма добавляется инжиниринг. В Азербайджане российская компания «СИБУР» выступает не в роли экспортера своей химической продукции, а в роли участника тендера на ЕРС-контракт по строительству крупного нефтехимического комбината.
Таких примеров достаточно много. Инжиниринг с учетом накопленных компетенций будет одним из важнейших драйверов федерального проекта.
Сенатор Иван Абрамов в своем вопросе министру отметил, что в соответствии с международными требованиями при экспорте продукции нашим производителям необходимо проводить испытания. Большинство испытаний проходит за рубежом и на это тратятся значительные средства. При этом иногда наши инновации уходят туда.
По словам Мантурова, в рамках реализации национального проекта предусмотрены средства, которые будут направлены на модернизацию 30 испытательных центров. Необходимо гармонизировать условия с зарубежными центрами, для того чтобы соответствовать стандартам тех стран, куда мы хотим поставлять свою продукцию. Процедура достаточно сложная. Вопрос утечки технологий – это отдельная работа, которой можно посвятить время.
Ирина Гехт спросила об экспорте первичных цветных металлов, не подвергнутых глубокой переработке. Каким образом планируется развивать производство продукции высоких переделов в металлургии?
Мантуров привел пример с алюминиевой отраслью. Напомнил про инсинуации вокруг «РУСАЛа» с санкциями и запретами. Не дожидаясь такой подстежки, еще в 2017 году разработали правительственную программу углубленной переработки первичного алюминия в стране. Из общего объема производства примерно в 3,8 млн тонн первичного алюминия на 2017 год перерабатывалось всего 300 тыс тонн. Это мизер. Все экспортировалось, а потом мы покупали уже готовую алюминиевую продукцию. За последние два года нарастили объемы переработки более чем на 800 тыс. тонн.
Задача до 2025 года нарастить объем переработки до 2,5 млн тонн первичного алюминия. Таким образом мы уйдем от санкционной зависимости. Такая же работа проводится и по другим цветным и черным металлам, в частности по меди. Создается высокотехнологичное производство алюминиевой фольги для радиоэлектронной промышленности и в производстве силовой электротехники.
Андрей Епишин поставил вопрос о снижении объемов выпуска вертолетной техники. Мантуров в ответ пояснил, что пик производства вертолетов прошел в позапрошлом году. С учетом оптимизации по гособоронзаказу своевременно подключили меры поддержки гражданского сектора по поставке вертолетов разных модификаций семейства Ми-8 и вертолетов «Ансат» для гражданского использования. Начали с программы санитарной авиации. За два года поставлено уже более 60 вертолетов. Обеспечивали взнос в уставной капитал Государственной транспортной лизинговой компании для обеспечения закупки у «Вертолетов России» техники санитарной авиации. За счет выхода новых модификаций вертолетов потребность будет наращена и за счет экспорта. Это касается вертолетов «Ансат», Ка-226 и Ми-38.
Одним из знаковых и успешных примеров импортозамещения являются высокотехнологичные и красивые изделия Aurus. Сенатор Ирек Ялалов спросил: каковы экспортные перспективы у нового российского премиального автомобильного бренда Aurus?
Мантуров подтвердил, эта тема интересует всех. Можно приехать в «НАМИ» на Дмитровском шоссе, отсюда без пробок 20 минут, и увидить опытное и мелкосерийное производство. Создали школу более чем три тысячи конструкторов. Собрали по миру наших ребят, которые получили опыт работы в разных международных компаниях, основных мейджоры автопрома. Уже поступают заявки от российских автопроизводителей на выполнение инжиниринговых работ в «НАМИ».
Сначала закроем потребность внутреннего спроса. Более 500 заявок уже поступило. Будем продолжать участвовать в международных выставках для продвижения бренда и последующего выхода на внешние рынки с увеличением производства с 2021 года, когда перейдем на серийную площадку в «Алабугу». С сегодняшних 180 единиц опытного производства планируем выйти на объем производства до пяти тысяч единиц по году. Основной акцент будем делать даже не на седаны, а на класс SUV (внедорожник).
Зампред СФ Николай Федоров поставил вопрос о проекте «Сухой Суперджет 100». В который вложено два млрд долларов. Есть государственная программа продвижения проекта за рубеж. В последние годы мы получаем очень серьезные претензии по поводу отсутствия нормальных поставок запчастей и сервисного обслуживания. Возвращают нам самолеты, столько репутационных и денежных потерь.
Федоров интересуется, что мы предпримем дополнительно, чтобы снять проблему с потерями?
Мантуров в ответ пояснил, что зарубежные конкуренты тратят в три раза больше, но мы тем не менее смогли создать конкурентоспособную машину впервые на постсоветском пространстве. В советский период вопросов аэродинамики не возникало. В части топливной эффективности мы не считали деньги никогда. Когда встал вопрос о топливной эффективности, мы вынуждены были создавать с нуля гражданскую авиацию. По производству длинноцикловых запасных частей сформировали достаточные запасы по складам. В конце следующего года будет создан логистический центр в Шереметьево. Не только под «Аэрофлот», но и под поставки на международные рынки.
Стали появляться другие вызовы и сложности, связанные с участием в международной кооперации.
С одной стороны, мы не могли создать в начале 2000-х годов самолет самостоятельно без наличия международных поставщиков. Просто не получили бы международный европейский сертификат. Привлекли и получили сертификат. Компания Уоррена Баффета взвинтила цены на титановый крепеж в 20 раз при том, что контракты со всеми подписаны.
Есть сложности с другими поставщиками, которых мы пока не можем заместить.
Проходит сертификационные испытания МС-21. В нем учли наработки по «Сухому Суперджету»: максимально унифицируем борт, заранее формируем складские запасы по запчастям, чтобы с 2021 года наши клиенты получали сразу качественное техническое обслуживание.
Таким образом, вопрос о проекте «Сухой Суперджет 100» сфокусировал основные проблемы производства и экспорта. Современный мир так устроен, что одно без другого не решается. Никакой экономики быть не может без сильной политической позиции.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top