Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА ПЕСАХ МОСКОВСКИЕ ЕВРЕИ ИСПЕКЛИ «ХЛЕБ БЕДНОСТИ»

В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА ПЕСАХ МОСКОВСКИЕ ЕВРЕИ ИСПЕКЛИ «ХЛЕБ БЕДНОСТИ»

Хлеб – блюдо, так сказать, всепланетное. У каждого народа есть его разновидность, и не важно, из чего выпечен этот продукт: маиса, ржи, пшеницы или плодов хлебного дерева, главное, что у всех народностей есть кушанье, сделанное из муки, которому придается особое значение.

Накануне торжества Российский еврейский конгресс (РЕК) собрал своих друзей и попечителей на увлекательную и необычайно важную церемонию выпекания мацы. Мероприятие, проходившее в мацепекарне общины «Огалей Яаков» на Покровке, РЕК организовал совместно с Общиной хасидов «Чернобыль» в Земле Израиля. Акция была приурочена к предстоящему Песаху – важнейшему еврейскому празднику, который отмечают в честь исхода евреев из египетского рабства. Согласно традициям, во время праздника, евреям запрещается употреблять хамец (дрожжевой хлеб, пирожные или торты).


Маца считается главным атрибутом Песаха: ей еврейский народ питался во время своего 40-летнего, полного горя и лишений, странствия по пустыне. Неслучайно в Торе маца также называется «бедным хлебом» и «хлебом несчастья». Конечно, библейская маца несколько отличалась от той, которую готовят сейчас. Круглые или овальные лепешки раскатывали вручную, а выпекали в общинных пекарнях. В конце позапрошлого века стали делать промышленную квадратную мацу. Технический прогресс породил серьезные споры: можно ли мацу выпекать на фабрике? Ортодоксы считали, что машинный помол зерна в муку ведет к насыщению ее водой, в связи с чем может начаться ферментация, и маца получится уже неправильной. В современном производстве процесс замеса теста для мацы останавливается спустя 18 минут, чтобы предотвратить возможное брожение.
Обычно мацу покупают в синагоге, но такая возможность есть не всегда. Поэтому мацу можно сделать и дома. Ингредиенты просты и доступны: мука и вода. Мука просеивается и насыпается холмиком, сверху которого делается углубление. В него неторопливо, тонкой струей льется вода, причем обязательно холодная. Тесто месится очень быстро (напомним: на весь процесс всего 18 минут!). Это правило имеет и техническое обоснование: пресное тесто быстро сохнет, будете мешкать – получите засохшие корочки по всей структуре теста. На чистейшем столе очень тонко раскатываются лепешки. Чем тоньше – тем аутентичнее маца. Вилкой делаются надколы, и листы расстилаются на противне. Духовку или печку надо разогреть заранее, чтобы не превысить лимит времени. Запекаются лепешки буквально в течение 2-3 минут: тесто не содержит «тяжелых» ингредиентов и раскатано очень тонко.


Одним из первых воду и пшеничную муку, необходимые для приготовления мацы, смешал президент РЕК Юрий Каннер. Он рассказал о том, как готовились к Песаху в местечке, где он родился, и каковы главные правила при выпекании этого древнейшего изобретения еврейской кухни. «Самая вкусная маца, которую я ел, это маца дербентская, ее толщина примерно как у листочка бумаги,— рассказал гостям Юрий Каннер, – есть разные способы приготовления мацы — ручной, фабричный. Есть маца из муки пшеничной, ячменной. Нельзя, чтобы в мацу попало пророщенное зерно, поэтому его тщательно отбирают, иначе будет нарушена кошерность мацы». Юрий Исаакович отметил, что «готовить мацу может кто угодно, но огонь в печи должен обязательно зажигать раввин».
Вот, мы и рецепт знаем, и как выпекать, видели. А что такое – эта самая маца? Сухие лепешки, которые не имеют никакого вкуса, да еще и с самого начала (на российский, да и общеевропейский вкус) являются черствыми. Пекут их обязательно без дрожжей, без яиц, без масла (даже сковородку нельзя смазывать). Тонкий, ломкий, с подгоревшими краешками ( кстати, настоящую мацу принято готовить на живом огне дровяной печи)… Но необходимо помнить, что настоящая маца не только очень постный хлеб, но и важная часть иудейской религии. Маца исполнена глубокого сакрального смысла, в связи с чем является не просто продуктом питания, и необходимо с уважением относиться к традициям ее приготовления. Еврейские хозяйки, вынужденные спешно покидать свои дома, не успели дать закваситься тесту, и в результате были испечены не сдобные хлеба, а пресные лепешки. Практически всегда маца делается из пшеничной муки, но не простой: зерно, из которого она смолота, должно находиться под пристальным наблюдением с момента сбора, ее необходимо оберегать от любого соприкосновения с жидкостью. Хлеб, соответствующий этим строгим требованиям, называется маца шмура, то есть сбереженная, сохраненная. Это исключительно праздничный, торжественный вариант.


Испечь еврейский «хлеб бедности» пришли посол Израиля в РФ Гарри Корен, члены президиума РЕК главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт и бизнесмен Юрий Кокуш, члены общественного совета РЕК арт-менеджер Михаил Каменский, певица Маша Кац и актер Борис Львович, меценаты и участники попечительских программ РЕК. Специальным гостем вечера стал многоуважаемый Святой Раввин Менахем-Нахум Тверский – Великий ребе из рода чернобыльских хасидов, высокочтимый праведник и глава одной из старейших хасидских династий в мире.
Гости под руководством сотрудников мацепекарни в точности следовали рецепту приготовления мацы, отработанному столетиями: смешивали муку с ледяной водой в пропорции два к одному; замешивали тесто, выкладывали его на тумбу и с огромной силой месили до однородного состояния специальным «шницельным молотком». Затем делили эту гладкую массу теста на части и раскатывали металлической скалкой в лепешки (толщиной не более 2 мм). В завершение процесса по всей раскатанной поверхности специальным валиком с шипами проделывают дырочки, чтобы удалить из теста пузырьки воздуха – и отправляют в печь. Интересно, что после раскатывания порции лепешек столы и скалки тщательно моют, чтоб в новую партию не попало ни крошки предыдущего замеса. Чтобы маца получилась кошерной, весь этот процесс с момента соединения муки с водой до выкладывания раскатанного теста на огонь не должен был превышать 18 минут (18 – особое число в иудаизме, которое символизирует жизнь).
Пока очередные порции теста превращались в поджаристые лепешки, всех желающих пригласили на кулинарный мастер-класс по приготовлению блюд из мацы : из этого хлебного изделия, смолотого в муку или просто разломанного на кусочки, можно приготовить настоящие кулинарные шедевры, которые удовлетворят даже самый взыскательный вкус – от клецок или яичницы до тортов и рулетов.


Церемония в мацепекарне стала своеобразным прологом к четырехдневному паломничеству Российского еврейского конгресса по израильской пустыне Арава, которым продолжатся пасхальные мероприятия РЕК. Паломники будут идти в очень простых одеждах, в льняных хитонах, спать в палатках, питаться очень простой пищей, печь мацу и откажутся от использования электронных устройств. Таким образом, они повторят путь древних евреев, которые в канун Песаха совершали паломничество к иерусалимскому храму. Шествие начнется 16 апреля, а завершится 19-го – за несколько часов до наступления Песаха.
Специальным гостем вечера стал святой раввин Менахем-Наум Тверский, Великий чернобыльский ребе из Израиля. Как рассказали организаторы, каждый иудей считает для себя важным с ним встретиться, для еврея общение с Великим ребе примерно то же, что для христианина приложиться к святыне. Вечер завершился в молельном зале общины, где Святой Раввин Менахем-Нахум Тверский выступил перед гостями и прочитал им благословение. После этого у каждого была возможность пообщаться с Великим чернобыльским ребе лично и получить у него отдельное благословение («браху») на удачу в работе и семейной жизни. Особенность этого обряда в том, что для него не требуется высокого уровня религиозных знаний. Через «браху» и общение с Великим ребе возможность приобщиться к еврейской традиции получили и не религиозные евреи, интересы которых в России представляет РЕК.

Елена Минашкина, фото автора.

Добавить комментарий

Loading...
Top