Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > «Я Б В НАЧАЛЬНИКИ ПОШЕЛ…»

«Я Б В НАЧАЛЬНИКИ ПОШЕЛ…»

Несмотря на постоянные разговоры о «повышении престижа рабочих профессий», подрастающее поколение по-прежнему мечтает стать «крутыми бизнесменами», преуспевающими адвокатами и руководителями.

Об этом свидетельствуют данные опроса российских школьников, с которыми ознакомила участников круглого стола, состоявшегося в Общественной палате РФ, директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Лариса Санатовская. Темой обсуждения на этом мероприятии (особо актуальной в преддверии каникул) стало «трудовое воспитание школьников».
«Наиболее подходящими для себя современные школьники считают следующие профессии: предприниматель, бизнесмен (38%); юрист, адвокат (34%) офисный работник (27%); представитель творческих профессий (25%); военнослужащий, сотрудники МВД (23%). Самыми неподходящими для себя профессиями школьники считают профессии водителя, тракториста, животновода ― все, что связано с аграрной специализацией, а также педагогической и научной деятельностью. Учеными и педагогами хотели бы стать только 7% ребят.

Интересными также представляются ответы родителей. Наиболее подходящими профессиями для своего ребенка родители назвали: юрист, адвокат (28%); врач, медработник (23%); экономист, бухгалтер (почти 20%); предприниматель, бизнесмен (20%). Только 14% родителей рассматривают рабочие профессии как возможное будущее для своих детей», – поделилась данными опроса Лариса Санатовская.

Если непрестижность сельскохозяйственных профессий можно объяснить, как отметила зампредседателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий Юлия Оглоблина, «условиями жизни и работы на селе, стереотипами, что на сельских территориях невозможно достичь тех комфортных условий, которые есть в городе», то чем объяснить столь низкую популярность у родителей и детей рабочих профессий? Нежеланием «в поте лица зарабатывать хлеб свой» или реальной невозможностью таким образом заработать ничего, кроме «черного хлеба и похлебки»?

«Основными критериями выбора школьников являются личный интерес к направлению деятельности, высокая заработная плата, соответствие способностям, большие возможности для карьерного роста. Эти показатели говорят о том, что мы должны, помимо раннего вовлечения в трудовую деятельность, дать детям алгоритм: как из непрестижной профессии водителя дойти, условно говоря, до начальника транспортного цеха. Это играет важную роль для наших ребят», – считает Лариса Санатовская.

Пока же, как отметил модератор круглого стола заместитель председателя Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Михаил Киселев, у современных школьников плохо сформированы даже простые социально-бытовые трудовые навыки: ребенок, приехав в лагерь, не может самостоятельно постирать носки, погладить одежду и т.д. По его мнению, трудовое воспитание является также важнейшим механизмом предотвращения антисоциального поведения.

«Еще Вольтер сказал, что труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Трудовое воспитание должно начинаться с семьи и школы. Мне кажется, что в столь юном возрасте это особенно актуально. Когда мы не занимаем молодого гражданина, то это место остается вакантным для другого: наркомании, правонарушений и т.д. Я сам работал с 14 лет и могу сказать, что это и радость первой зарплаты, и повышение финансовой грамотности в начале жизненного пути, и помощь родителям, и поднятие авторитета в собственных глазах», – подчеркнул Михаил Киселев.

Пока же, как напомнил директор Всероссийского детского центра «Океан» Андрей Базилевский, из действующего закона «Об образовании» исключено даже само понятие «общественно-полезный труд», из-за чего даже уборка территории требует оформления огромного количества документов. В школе ученики перестали вытирать доску, дежурить в кабинетах. В результате потеряна важнейшая составляющая воспитательного процесса – уважение к труду других (тех же техничек).

На ту же забюрократизированность действующей системы трудоустройства несовершеннолетних указывают и потенциальные работодатели, которые могли бы принять подростков на работу в каникулярный период. Как сообщил участникам круглого стола представитель Омского областного студенческого отряда Никита Медведев, из-за огромного количества требований по охране труда в Омске в 10 раз сократилось количество рабочих мест для подростков, создававшихся бизнес-сообществом. Кроме того, работодатели жалуются на то, что к ним присылают ребят из «группы риска», которые воспринимают работу как наказание, в то время как ребятам, осознанно стремящимся поработать, мест не хватает.

Чтобы как-то изменить ситуацию к лучшему, необходимо, по мнению участников круглого стола, внести изменения в нормативную документацию, регламентирующую трудоустройство несовершеннолетних; ослабить контроль надзорных органов и, возможно, предоставить налоговые льготы тем работодателям (например, освободить их от перечислений в Пенсионный фонд), которые все-таки решаются трудоустраивать подростков.

Сергей ИШКОВ

Добавить комментарий

Loading...
Top