Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > К БЕРЕГАМ США – НА БОМБАРДИРОВЩИКЕ

К БЕРЕГАМ США – НА БОМБАРДИРОВЩИКЕ

28 апреля 1939 года самолет «Москва», пилотируемый Владимиром Коккинаки и Михаилом Гордиенко, совершил первый беспосадочный трансатлантический перелет из Москвы к берегам далекой Америки.

Владимир Коккинаки и Михаил Гордиенко.

Стартовали они в 4 часа 19 минут со Щелковского аэродрома под Москвой. Выбранное время обеспечивало весь полет по маршруту вслед за солнцем, в дневных условиях. Героический экипаж находился в воздухе 22 часа 56 минут, преодолев путь 8 тыс. километров со средней скоростью 348 км/ч. Летели по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – Исландия – мыс Фарвель (Гренландия) – остров Мискоу (Канада).
Специально для этого перелета инженерами-конструкторами был модифицирован серийный бомбардировщик ДБ-3: доработан фонарь кабины штурмана, снято вооружение, а взамен него в бомбоотсеке и кабине стрелка были установлены дополнительные топливные баки. Чтобы предельно облегчить машину, пришлось экономить на всем. Кислород использовался не газообразный, а жидкий, требующий меньшего количества стальных баллонов, аварийный паек сократили до предела, даже сапоги для членов экипажа сшили из специального легкого сорта кожи. Приняли меры по обеспечению плавучести самолета на случай его вынужденной посадки в океане. На плаву самолет должны были поддерживать надувной баллон из прорезиненной ткани, установленный в носовой части фюзеляжа, и крыльевые герметичные кессон-баки.
Доработанный вариант самолета получил название ЦКБ-30 «Москва». Когда его название наносили на корпус, кто-то из инженеров хотел сделать надпись на английском языке, но Владимир Коккинаки не позволил, сказав: «Пускай американцы учатся по-русски читать!»
Только первые 500 км экипаж проделал при безоблачном небе. Над Финским заливом и Скандинавией погода начала ухудшаться, и к моменту выхода в Атлантический океан самолет летел уже в условиях сплошной облачности. Над Северной Европой они летели на высоте 5,5 тыс. м. Ориентируясь по радио, самолет взял курс через Атлантику на мыс Фарвель (Гренландия), затем экипажу пришлось подняться до 7 тыс. м из-за мощного циклона на пути к Гренландии. Длительное время Коккинаки и Гордиенко пришлось лететь в кислородных масках, находясь в негерметизированной кабине на большой высоте. За Гренландией Коккинаки снова пришлось вести самолет вслепую в облаках, над снежными шквалами. На последнем этапе пути высота полета составляла уже 9 тыс. м — у берегов Лабрадора летчиков встретила мощная облачность. Полет на этой высоте продолжался четыре часа. В сплошных облаках был пройден Лабрадор и залив Святого Лаврентия. Условия погоды не позволили летчикам совершить посадку в Нью-Йорке. Посадка на аэродроме была невозможна, город был закрыт многоярусной облачностью. Поэтому летчикам пришлось совершить жесткую посадку на канадском острове Мискоу. Коккинаки посадил самолет в темноте на брюхо фюзеляжа, не выпуская шасси, чтобы самолет не встал на нос при посадке на неподготовленный аэродром. В результате были повреждены оба крыла, правый двигатель сорвало с моторамы, а Коккинаки сломал себе два ребра и получил удар по голове надувной лодкой, слетевшей со своего места. Через некоторое время появились местные жители, которые сообщили властям об аварийной посадке неизвестного самолета. На следующий день летчиков вывезли в Монктон, откуда на зафрахтованном самолете «Супер Электра» их доставили в Нью-Йорк.
1 мая, в день открытия Всемирной выставки 1939 года, Коккинаки и Гордиенко приехали в Нью-Йорк, где получили поздравительную телеграмму от Сталина и Молотова. В СССР они вернулись спустя короткое время на пароходе «Иль де Франс». Они были награждены орденом Ленина и медалью «За отвагу».
Получивший повреждения самолет в течение трех недель находился на острове Мискоу. Затем «Москву» разобрали и с помощью местных жителей погрузили на баржу и доставили в Галифакс, где самолет перегрузили на советский пароход «Алма-Ата», который и вернул его на родину.
В 1959 году с открытием регулярных рейсов Москва – Нью-Йорк «трасса Коккинаки» стала официальным летным маршрутом, а ее первооткрыватель в 1965 году получил от Международной авиатранспортной ассоциации почетную награду — бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров».

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top