Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ТРАГЕДИЯ В ШЕРЕМЕТЬЕВО

ТРАГЕДИЯ В ШЕРЕМЕТЬЕВО

Что произошло

Катастрофа с самолетом Sukhoi Superjet 100 произошла в воскресенье вечером. Лайнер следовал из Москвы в Мурманск. После 28 минут полета экипаж решил экстренно вернуться в столичный аэропорт.
Самолету удалось сесть только со второй попытки в 18.30. При жесткой посадке у него подломились стойки и загорелись двигатели и разлилось топливо. Потом огонь перекинулся на всю хвостовую часть. По данным аэропорта, аварийно-спасательная бригада и медики прибыли на место происшествия уже через две минуты – в 18.32 мск.
Пассажиры покидали горящий лайнер по надувным трапам через головные выходы. На борту находились 78 человек, 41 из них погиб.
В тушении самолета принимало участие около 170 человек и более 50 единиц техники. Самолет выгорел полностью.
Катастрофа Superjet стала крупнейшей в России по числу жертв с 11 февраля 2018 года, когда самолет Ан-148-100В «Саратовских авиалиний» разбился через четыре минуты после взлета из московского аэропорта Домодедово. Тогда погиб 71 человек.
Основная версия, почему экипаж Superjet принял решение садиться в Шереметьево, – это удар молнии, после чего на борту отказала автоматика. По словам командира воздушного судна, после отказа электроники даже аварийная связь работала с большими перебоями.

Расследование

По факту ЧП возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Расследованием занимается центральный аппарат Следственного комитета.
Выяснять причины катастрофы будет также комиссия Межгосударственного авиационного комитета, которую возглавил эксперт Леонид Каширский. Он занимался, в частности, расследованием крушения турецкого грузового Boeing-747, упавшего близ бишкекского аэропорта Манас 16 января 2017 года. Тогда погибли в общей сложности 39 человек, 19 были госпитализированы.
Оперативный штаб был создан в аэропорту Шереметьево, куда прибыли министр транспорта Евгений Дитрих, руководитель Росавиации Александр Нерадько и глава МЧС Евгений Зиничев. Собственный кризисный штаб собрал «Аэрофлот». Транспортная прокуратура приступила к проверке действий должностных лиц аэропорта и перевозчика, отвечающих за соблюдение законодательства об обеспечении безопасности полетов.
Бортовые самописцы уже обнаружены.

Что известно о самолете

Superjet – первый гражданский серийный самолет, созданный в России после распада СССР, и первый отечественный лайнер, разработанный с использованием цифровых технологий проектирования. Он совершил первый полет 19 мая 2008 года, а 3 февраля 2011 года авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал сертификат типа на Superjet 100.
«Сгоревший самолет с заводским номером 95135 произведен в августе 2017 года. Плановое техническое обслуживание прошел в начале апреля 2019 года», – сообщили в компании «Гражданские самолеты Сухого», которая выпускает Superjet. Первый полет выполнил 21 июня 2017 года, в том же месяце был передан заказчику – «Аэрофлоту» и получил имя башкирского поэта Мустая Карима. Начал выполнять регулярные рейсы с 27 сентября 2017 года. Имел стандартную для перевозчика двухклассную 87-местную компоновку (12 мест в салоне бизнес-класса и 75 – в «экономе»).
В СМИ неоднократно упоминалось о различных инцидентах с лайнерами этого типа из-за неполадок различных систем или ложного срабатывания сигнализации о неисправностях разного рода. Тем не менее за все время своей эксплуатации только одно происшествие с Superjet привело к человеческим жертвам – 9 мая 2012 года в ходе демонстрационного полета разбился предсерийный экземпляр лайнера. Катастрофа унесла жизни 45 человек, ее причиной стала ошибка пилотирования.

В причинах произошедшей трагедии еще предстоит разобраться Следственному комитету и специалистам.

А пока корреспондент Андрей Федоров обратился за комментариями к нашему постоянному эксперту, бывшему работнику авиакомпании «Аэрофлот», пилоту 1-го класса, КВС (командир воздушного судна) Александру Божкову. Именно его экипаж на транспортном самолете Ил-86 в 1986 году доставил из Минвод в Тель-Авив группу террористов, захвативших автобус с детьми.

– Александр, наверняка вы уже посмотрели показанные различными телекомпаниями сюжеты и ролики, выложенные в интернете, об этой авиакатастрофе. Что можете сказать после их просмотра?
– Делать какие бы то ни было умозаключения, пока не будут расшифрованы бортовые самописцы, которые почему-то называют черными ящиками, преждевременно. Ясно одно, что если КВС борта рейса SU1492 принял решение вернуться в Шереметьево после 28 минут полета, значит, у него были на то серьезные причины, угрожающие безопасности пассажиров.
– Выжившие в авиакатастрофе пилоты утверждают, что в их борт попал грозовой электрический разряд, вызвавший сбой электрооборудования. Также один из пассажиров не отрицает, что видел из иллюминатора рядом с бортом яркую вспышку белого цвета. Как часто молнии при грозе бьют в пассажирские самолеты и насколько это опасно?
– Очень редко, но случается. Обычно пилоты стараются обойти грозовые фронты. Ситуация неприятная, но не смертельная. Дело в том, что все гражданские авиалайнеры оборудованы специальными отражателями от электрических разрядов в воздухе. Они установлены на плоскостях авиалайнеров. Ну, что-то вроде громоотводов, чтобы было понятнее. Однако если электрический разряд был достаточно мощным, то это может привести к короткому замыканию уже на самом воздушным судне, задымлению от сгоревших проводов в салоне и даже возникновению очага возгорания. Правда, пожара в салоне от попадания в борт молнии ни разу не было. Единственный случай на моей памяти, когда в салоне от попадания молнии чувствовался запах горелой проводки, был с одним из наших экипажей «Аэрофлота» много лет назад. Тогда борт совершал перелет из Москвы в Барселону.
– На камерах наблюдения аэропорта Шереметьево при посадке отчетливо видно, что пилот при посадке, выражаясь языком пилотов, дал конкретного «козла», а уже после второго удара о ВПП загорелся двигатель. То есть пожар на борту в хвостовой части лайнера возник именно при посадке. Могла ли эта катастрофа произойти по вине КВС?
– Действительно «козел» имел место и это понятно даже непрофессионалу. Другое дело, что явилось причиной столь жесткой посадки? Опять-таки обвинять в этом командира преждевременно. В современных лайнерах все управление завязано на электрике. Если допустить, что она по какой-то причине вышла из строя, это все равно может негативно повлиять на ручное управление лайнером.
– Как известно, экстренная посадка борта производилась практически при полных топливных баках, то есть с перегрузом. Как вы считаете, если бы пилот принял решение выработать избыток топлива в воздухе, облегчить воздушное судно, а потом садиться, то можно было бы избежать трагедии?
– Существуют некие нормативы по весу воздушного судна при совершении посадки. Думаю, если бы у КВС была возможность выработать избыток топлива в специально для этого отведенной зоне, то он бы, несомненно, принял бы такое решение. Но и с топливным перегрузом наши пилоты умеют сажать машины. Все эти приемы постоянно отрабатываются на учебных тренажерах. Есть целые инструкции, какой посадочный режим пилотирования принимать в такой ситуации, когда на борту перегруз именно из-за топлива. Скорее всего, имел место случай, когда воздушное судно нужно было как можно быстрее посадить на полосу и приступить к эвакуации пассажиров. Но опять-таки повторюсь, делать сейчас выводы, кто прав, а кто виноват, преждевременно. Как говорится, «разбор полета» расставит все точки над «i».

* * *

В связи с ЧП с самолетом в аэропорту Шереметьево в Правительстве Москвы работают горячие линии:

Департамента здравоохранения Москвы 8(499)251-83-00

Департамента торговли и услуг Москвы 8(499)610-00-00

МЧС России 8(800)775-17-17

Гостиница «Милан» (размещение родственников) 8(916)173-37-54

 

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top