Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СОВЕТСКОГО «ЧЕЛНОКА»

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СОВЕТСКОГО «ЧЕЛНОКА»

Утром 12 мая 2002 года на площадке космодрома Байконур в результате обрушения кровли монтажно-испытательного корпуса был уничтожен советский космический корабль многоразового использования «Буран», который 15 ноября 1988 года совершил свой единственный полет в космос.

ЧП на Байконуре

ЧП произошло в 11.40 местного времени при проведении ремонта кровли монтажно-испытательного корпуса (МИК) на площадке 112: кровля со строительными конструкциями 3 пролетов обрушилась внутрь сооружения. Авария унесла жизни 8 строителей, проводивших ремонт крыши.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2002 г. № 627-р была назначена комиссия по расследованию причин и оценке последствий частичного разрушения монтажно-испытательного корпуса под председательством министра промышленности, науки и технологий РФ Ильи Клебанова.
МИК был спроектирован и построен для подготовки ракеты-носителя (РH) сверхтяжелого класса H1 для реализации в СССР программы полетов на Луну и был принят в эксплуатацию в 1967 году. После прекращения указанной программы была проведена реконструкция МИКа с целью создания супермощной ракеты «Энергия», которая должна была вывести отечественный «челнок» на орбиту («Энергия» могла вывести на орбиту до 100 тонн полезного груза, и это был не предел). Специально для «Энергии» КБ «Энергомаш» под руководством Валентина Глушко спроектировало кислородно-керосиновый двигатель РД-170 — самый мощный жидкостный реактивный двигатель в мире. Работы по переоборудованию монтажно-испытательного корпуса 112 на Байконуре были завершены в 1985 – 1986 годах. Сборка отечественных «шаттлов» проводилась на Тушинском машиностроительном заводе с 1980 года (всего в их создании было задействовано 1 тыс. 200 предприятий по всей стране). К 1984 году был готов первый экземпляр. С завода они доставлялись водным транспортом (на барже под тентом) в город Жуковский, а оттуда (с аэродрома Жуковский) – воздушным транспортом (на специальном самолёте-транспортировщике) – на аэродром Юбилейный космодрома Байконур.
Об итогах работы комиссии 7 июня 2002 года представлен доклад в правительство РФ. Как показало проведенное расследование, еще в 60-х годах при строительстве комплекса проектировщиками были допущены существенные ошибки при расчете конструкции. Вместо минеральной ваты в качестве утеплителя крыши использовался гигроскопичный и тяжелый керамзит. В результате длительных дождей, которые весной 2002-го, практически не переставая, шли в Казахстане, нагрузка на несущие вертикальные колонны многократно возросла. Когда на крышу было доставлено еще около 10 тонн рубероида, крайний пролет кровли не выдержал и рухнул на один из топливных баков ракетыносителя «Энергия», в результате чего произошел взрыв, ставший причиной разрушения трех несущих опор. В результате этой катастрофы был полностью уничтожен космический корабль многоразового использования «Буран», который 15 ноября 1988 года совершил свой единственный полет в космос. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.

Первый и последний полёт

Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.
Полет прошел без экипажа, в автоматическом режиме, с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
В 1993 году проект «Энергия – Буран» окончательно свернули. Изменилась внешнеполитическая конъюнктура (страна взяла курс на разоружение), да и экономически он оказался не очень эффективным: стоимость вывода на орбиту одного килограмма полезного груза у многоразовых кораблей его класса составляла тогда примерно 20 тыс. долларов, а у одноразовых носителей — от 6 до 15 тыс. долларов.

P.S. Кроме слетавшего изделия под номером 1.01 было изготовлено несколько полноразмерных макетных образцов для проведения различных испытаний. Один из них («Буран БТС-001») с 2014 года стоит на ВДНХ.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top