Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > АМНИСТИЯ ДАЧ И КАПИТАЛОВ

АМНИСТИЯ ДАЧ И КАПИТАЛОВ

Среди противоречивого законодательного потока Думе иногда случается принимать судьбоносные решения. Не всегда они проходят замеченными, но бывает и бурно-неадекватная реакция. Что лучше, неизвестно. Накануне во вторник принят депутатский закон с расширением полномочий Счетной палаты на госкомпании и госкорпорации. Принят без особого пафоса, хотя это очень серьезное достижение Думы, показательное в плане роста здравого смысла в стране.
В среду принят во втором чтении правительственный пакет из трех законопроектов о третьем раунде амнистии капиталов – «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса РФ» и «О внесении изменения в статью 761 Уголовного кодекса РФ».
Амнистия капиталов продлевается до 1 марта 2020 года. Итоги двух первых раундов куцые, в третьем ожидается больше из-за нелогичных действий стран -держателей офшоров. Угроза санкционного давления с арестами счетов в мире стремительно нарастает. Важным условием третьего раунда является возврат средств, фактически возможность их спасения. Для этого были созданы специальные административные районы на территориях Калининградской области и Приморского края (острова Октябрьский и Русский).
Председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников пояснил суть третьего этапа амнистии капиталов. Россиянам, подавшим до 1 марта 2020 года специальные декларации с указанием своего зарубежного имущества и активов (в том числе оформленных на номинальных владельцев), а также зарубежных счетов и контролируемых иностранных компаний, будут предоставлены те же гарантии, что и в ходе предыдущих этапов амнистии.
Декларанты будут освобождены от налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Имеется в виду задекларированное имущество и активы, также связанные с ними доходы, операции и сделки.
Существенное условие: репатриация денежных средств и государственной регистрации в порядке редомициляции подконтрольных им иностранных компаний в специальных административных районах на островах Октябрьский и Русский.
Термин «редомициляция» не нов, он означает смену юрисдикции офшорной компании. То есть процедуру по замене юридического адреса с юрисдикции в одной стране на другую. При этом сохраняется организационно-правовой статус и корпоративная структура. Острова Октябрьский и Русский назвали внутренними офшорами, но это не совсем так. Перенос юрисдикции – процедура сложная в связи с различиями законодательства между странами. Особые режимы на названных островах балансируют законодательство для упрощения редомициляции.
Внесение изменений в Уголовный кодекс позволит распространить гарантии по освобождению об уголовной ответственности, предусмотренные третьим этапом амнистии капиталов, на деяния, совершенные до 1 января 2019 года.
По словам Крашенинникова, указанные меры направлены на снижение рисков, связанных с возможными ограничениями использования российских капиталов в иностранных государствах, и создание благоприятных условий для возврата активов в российскую юрисдикцию.
Изменения, предусмотренные третьим этапом амнистии капиталов, вступят в силу со дня официального опубликования принятых законов.
При всей моей идиосинкразии к финансово-экономическому блоку правительства, мне хотелось бы снизить псевдопатриотический накал сотрясения воздуха по поводу воровского олигархата и антинародного правительства. В стране начали происходить кардинальные перемены в сторону суверенности, как бы не спугнуть.
Из той же серии судьбоносных решений внесенный во вторник в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым предлагается восстановить дачную амнистию до 1 марта 2022 года и расширить ее действие.
Процедуру упрощенной регистрации дачных построек какой-то тать в ночи скрал. Упрощенный порядок оформления прав неожиданно прекратил действие с 1 марта текущего года. Депутаты подняли тревогу и донесли ее до председателя правительства Дмитрия Медведева. Тот использовал верный козырь на ежегодном отчете в Думе. Пришлось с радостью выполнять.
Автором законопроекта стал опытный в таких делах Павел Крашенинников. Он напомнил, что дачная амнистия действовала на протяжении 13 лет. Упрощенными правилами оформления своих прав воспользовались владельцы жилья, дач, садовых домов, бань, гаражей и другой недвижимости. В упрощенном порядке было зарегистрировано более 13,5 млн прав на объекты недвижимости.
В положения о дачной амнистии многократно вносились коррективы и некоторые нормы стали универсальными. В отношении отдельных объектов действие дачной амнистии многократно продлевалось. Одним из последних изменений с 4 августа 2018 года был введен новый уведомительный порядок строительства и оформления прав на дачную недвижимость, согласно которому необходимо уведомлять орган местного самоуправления о начале и завершении строительства. Орган местной власти контролирует процесс строительства, принимает решение о согласовании параметров строящегося объекта и по завершении передает все необходимые документы в Росреестр для оформления прав на объекты.
Несмотря на то что миллионы россиян воспользовались дачной амнистией, остается большое количество граждан, которые по факту являются владельцами недвижимости, но не смогли воспользоваться упрощенным порядком оформления своих прав. Крашенинников считает правильным защитить их права, причем не только за счет продления срока, но и вовлечения в амнистию других объектов, снижая финансовые и психологические издержки владельцев.
Законопроект Крашенинникова с условным названием «Дачная амнистия II» предусматривает изменения в законы «О кадастровой деятельности», «О государственной регистрации недвижимости», «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» и другие.
Законопроектом предлагается сохранить еще на три года упрощенный порядок оформление прав на жилые и садовые дома. При наличии права на земельный участок потребуется технический план, подготовленный в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем. Все необходимые документы владелец сможет подать в органы регистрации прав самостоятельно.
В отношении строящихся жилых и садовых домов, строительство которых начато до 4 августа 2018 года до введения нового уведомительного порядка строительства и оформления прав, предлагается бессрочно установить упрощенный уведомительный порядок, когда в орган местной власти направляется не два, а одно уведомление – только об окончании строительства.
При этом проверка возведенного объекта по завершении строительства также будет осуществляться по упрощенным правилам – на соответствие данным, указанным в декларации, а также предельным параметрам строительства жилых и садовых домов, установленным статьей 1 Градостроительного кодекса РФ.
Еще одно предложение Крашенинникова касается подачи документов в Росрееестр на регистрацию прав. С 4 августа 2018 года их направляет орган местной власти после проведения проверок по завершении строительства. Но в таких случаях бывают бюрократические задержки или даже злоупотребления, поэтому предлагается предоставить гражданам выбор – направить документы в Росреестр самостоятельно, либо ожидать их направления органом местного самоуправления.
Для членов садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ (СНТ) предлагается продлить до 1 марта 2022 года правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
В настоящее время члены СНТ имеют право приобрести участок в собственность бесплатно без проведения торгов, если такой участок образован из земли, предоставленной садовому товариществу до вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» 10 ноября 2001 года. Данные правила должны закончить свое действие 31 декабря 2020 года. Предусмотрено их продление до 1 марта 2022 года. Это позволит обеспечить права членов СНТ, земельные участки которому были предоставлены до вступления в силу современного земельного законодательства.
Предлагается продлить до 1 марта 2022 года возможность установления в регионах предельных максимальных цен кадастровых работ.
В целях защиты граждан от неконтролируемого завышения цен с 2006 года были введены правила об определении субъектами РФ максимальных цен на межевание земельных участков. Эти нормы должны окончить свое действие 1 марта 2020 года. Крашенинников предлагает продлить их еще на два года.
Законопроектом Крашенинникова устанавливается обязанность органов местного самоуправления информировать граждан о новых правилах строительства домов на дачных и садовых участках, и о процедуре оформления прав на эти дома, поскольку с учетом всех изменений разобраться самостоятельно очень сложно.
В отношении многоквартирных домов, построенных до введения в действие Жилищного кодекса 1 марта 2005 года, все еще не решен вопрос с определением границ придомовой территории. Этот вопрос крайне важен при разрешении земельных споров, а также при определении цены продаваемого помещения в многоквартирном доме, которая измеряется с учетом цены сформированного земельного участка.
Формирование придомовых земельных участков возложено законодательством на органы власти, однако не обеспечивается надлежащим образом.
Законопроектом предлагается установить прямую обязанность органов власти проводить все необходимые действия по формированию земельного участка у многоквартирного дома. Конкретизируются работы по межеванию земельного участка и постановка на государственный кадастровый учет. Это должно быть сделано независимо от обращения собственников помещений в многоквартирных домах.
Данное предложение Крашенинникова соответствуют правовой позиции Конституционного суда в постановлении от 28 мая 2010 года. КС указал на необходимость формирования и проведения кадастрового учета таких земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Неопределенность в отношении прав граждан на недвижимые объекты не позволяет защищать эти права и не дает возможности понимать, какие объекты кому принадлежат.
За четверть века гражданам пришлось выучить неведомую советским людям достаточно неприятную истину: собственность – не счастье, а множество обязанностей и местами серьезная опасность. Много судеб сломали ради простой цели отобрать квартиру, дачу, машину или просто назло, чтоб никому не досталась. Немало относительно здоровых излишне доверчивых людей оказались в закрытых психушках или попросту в земле неведомо где. До сих пор Крашенинникову на пару с Галиной Хованской не удается продвинуть закон против квартирного рейдерства через микродоли.
Остаются проблемы с неполнотой дачной амнистии. Оформление собственности в советское время проводилось иначе и не всегда по полной процедуре. Тогда в том нужды не было. Из-за отсутствия некой бумажки или подписи давно умершего человека люди не могут оформить участок или дом на нем. Большие проблемы возникают при разном владении домом и участком, разными частями одного дома. Из-за отсутствия сил или за ненадобностью участки брошены и дома разрушаются, но ни продать, ни пользоваться невозможно. Владелец вроде есть, ответственности за собственность по факту нет, что создает угрозу для окружающих участков.
Вслед за общедомовыми нуждами многоквартирных домов (ОДН МКД) несуразные платежи повесили на СНТ. На владельцах брошенных участков наросли стотысячные платежи. Процедура принятия в СНТ и вывода из него не определена. Решение одних проблем косвенно усиливает другие.
К сожалению, безнадежно заперт вопрос о выделении в натуре земельных долей бывших колхозников. Решается он путем естественной убыли, что попросту позорно.
Я бы советовал внимательно слушать Крашенинникова и не попадаться на заманчивые коммерческие предложения ушлых ребят, которые появляются в ответ на любые изменения в законодательстве. К тому же не следует забывать об обратной связи депутата с избирателем. О большинстве человеческих проблем депутаты знают лучше самих людей, но не о всех. Бывает по-разному.

Лев МОСКОВКИН

Фото из открытых источников.

Добавить комментарий

Loading...
Top