Вы здесь
Главная > КАННЫ > ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ НЕЛЮБВИ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ НЕЛЮБВИ

В Каннах в конкурсе «Особый взгляд» прошла премьера нового фильма Кантемира Балагова. Предвидим призы и расскажем обо всем.

Фильм Кантемира Балагова «Дылда» в Каннах ждали с замиранием сердца – любовная история двух девушек в послевоенном Ленинграде, тема насколько скользкая, настолько и острая. Второй фильм для режиссера – он трудный самый и то ли потому что за него взялся продюсер Александр Роднянский, который до этого продюсировал картину «Нелюбовь» Звягинцева, то ли потому что режиссер молод (ему 27), но кино получилось с «холодным носом» и абсолютно фестивальным в типичном смысле этого слова.
Показалось, что это такой конструктор, а не кино от сердца. Наверняка продюсер может давно обучать «как снять успешный фестивальный фильм» – какие темы брать, на что давить, кого критиковать, формула просчитана до десятых. Но тогда при просмотре зрители невольно чувствуют, что ими манипулируют, а опытная каннская аудитория особенно, может поэтому после первого просмотра для прессы в зале слышалось нестройное бу, смешанное с аплодисментами.
«Дылда» рассказывает историю о последствиях войны, которые даже порою страшнее войны, о невозможности любви, о том, что малоизвестно, об этом не поют песен и не говорят напрямую и этим он ценен, он напоминает о героинях Светланы Алексиевич из книги «У войны не женское лицо». О том, как жили раненные в госпитале, как пришедшие с фронта не находили себе места в новой жизни, как искривлялось сознание и ничто не могло уже выправить травмированную психику. Как растили чужих детей, которые с детства в Ленинграде не видели ни одной собаки, потому что всех сьели и как тихо умирали инвалиды.
Тихая, белесая девушка Ия по прозвищу Дылда работает санитаркой в госпитале, она ухаживает за раненными, растит маленького сына Пашку, уважает главврача, тихого, усталого человека, похожего на Джереми Айронса и лишь иногда застывает на время подергиваясь – следствие контузии. Потом выясняется, что и сын не ее и главврач скрывает темные тайны, а потом приезжает фронтовая подруга Маша и в ленинградской коммуналке становится совсем напряженно, душно и тесно.
Не пересказывая до конца сюжет, уже можно сказать что фильм вызовет неоднозначную реакцию и споры когда выйдет на экраны, в нем есть много странного – например богатая дама в исполнении Ксении Кутеповой, живущая в исполинском загородном доме с двумя машинами, ее сын, очень похожий на молодого Путина, нелицеприятная любовь втроем и застольные беседы на тему фронтовых шлюх.
Иностранная журналистка спросила меня – может ли это основываться на реальном событии, вряд ли ответила я, как минимум на трех разных историях, скомбинированных в одну про девушек –зенитчиц, не находящих себе места в послевоенном Ленинграде. Мирное время оказывается еще более ужасным испытанием, потому что даже мечты о простом счастье оказываются невозможны, а пути которые ведут к ним оказываются опасными, потому что раньше было понятно где враг, а в теперь начался упадок сил, это диагноз каждого второго демобилизованного, как утверждает врач в фильме.
И даже тему девичьей любви автор затронул как-то вскользь, разговоры о бесплодности прописаны кривыми фразами: «я внутри напрасная» или «у меня внутри никого». Трудно поверить в эту историю и прожить ее вместе в героями, хотя снят фильм очень красиво, с большим влиянием классической живописи на посторенние каждого кадра, отдельный комплимент оператору Ксении Середе (ей всего 24!) , которая показала женский взгляд на происходящее, но слишком сильно увлеклась зеленым и красным цветами они лезут из каждого интерьера и костюма. Фильм отдает и Алексеем Германом и Александром Сокуровым сразу – многослойное наполнение композиции, жизнь второго плана, тревожные и живописно снятые крупные планы.
И все-таки это странный фильм, он смотрится с вовлеченностью и переживанием за героев, болью за трагедию Ленинграда и нищий быт, достоверностью костюмов и эстетики советских больниц и бань, но выходя из кинотеатра ты не чувствуешь ничего, не вспоминаешь о нем. Гораздо приятнее обратный эффект – когда фильм тебя раздражает и даже нервирует, как например «Синонимы», но ты не можешь о нем забыть и возвращаешься к нему мысленно вновь и вновь.

Мария ЧЕМБЕРЛЕН.

канны

One thought on “ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ НЕЛЮБВИ

Добавить комментарий

Loading...
Top