Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ПАДЕНИЕ ЛЕТАЮЩЕГО «ТИТАНИКА»

ПАДЕНИЕ ЛЕТАЮЩЕГО «ТИТАНИКА»

18 мая 1935 года в небе над посёлком художников «Сокол» произошла грандиозная авиакатастрофа: пассажирский 8-моторный самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький» столкнулся с истребителем сопровождения.

«Чудо агитпропа»

Длина корпуса агитсамолета «Максим Горький» достигала 33 метров, размах крыльев – 63 метра, высота – 11 метров, площадь крыла – 486 квадратных метров. На его борту были установлены разнообразные средства агитации: громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография и библиотека.
«Максим Горький» был настоящим чудом техники для своего времени. Впервые в советской авиации в нём был использован автопилот, впервые в мировой авиации была применена система электропитания трёхфазного переменного тока, питавшая бортовое оборудование. Пилотажно-навигационное оборудование самолёта обеспечивало его эксплуатацию днём и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности.
Идея строительства этого агитсамолёта была выдвинута группой писателей и журналистов во главе с Михаилом Кольцовым ещё в 1932 году. Проект был приурочен к 40-летию творческой деятельности Максима Горького. Тогда же был создан Всесоюзный комитет по строительству самолёта, который организовал по всей стране сбор денег на его постройку. Строительство самолёта на авиазаводе в Воронеже началось 4 июля 1933 года под руководством конструктора Андрея Туполева. 3 апреля 1934 года АНТ-20 был вывезен на аэродром. 24 апреля самолёт допустили к полётам решением государственной комиссии. В августе 1934 года «Максим Горький» стал флагманом агитэскадрильи имени Максима Горького. В 1934 году на нём были установлены два мировых рекорда: грузы в 10 и 15 тонн были подняты на высоту 5 тыс. метров.

«Мёртвая петля» вокруг крыла гиганта

«18 мая 1935 года в 12 часов 45 минут в городе Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла катастрофа. Самолёт «Максим Горький» совершал полёт под управлением лётчика ЦАГИ т. Журова (ред. – Центрального аэрогидродинамического института). В этом полёте «Максим Горький» сопровождал тренировочный самолёт ЦАГИ под управлением лётчика Благина. Несмотря на категорическое запрещение делать фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, Благин нарушил этот приказ. При выходе из «мёртвой петли» лётчик Благин своим самолётом ударил в крыло самолёта «Максим Горький». «Максим Горький» стал разрушаться в воздухе, перешёл в пике и отдельными частями упал на землю в посёлке «Сокол». При катастрофе погибло 11 человек экипажа самолёта «Максим Горький» и 36 человек пассажиров-ударников из инженеров, техников и рабочих ЦАГИ, в числе которых было несколько членов их семей. При столкновении погиб также лётчик Благин, пилотировавший тренировочный самолёт. Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 рублей единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение», – говорилось в официальном сообщении ТАСС.
Как позже вспоминал летчик-испытатель Владислав Рыбушкин, пилотировавший в тот майский день второй самолет сопровождения, тренировочный самолет под управлением Николая Благина врезался в правое крыло «Максима Горького» около среднего мотора: «Видимо, он ударился в масляные баки (так как взвился клуб черного дыма), пробил мотором верхнюю и нижнюю обшивки крыла и сломал лонжероны. Удар был чудовищной силы, «Максим Горький» накренился вправо, от него отделился черный капот и куски тренировочного самолета. «Максим Горький» пролетел по инерции еще 10-15 секунд, крен все увеличивался, и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, потом отлетела часть фюзеляжа с хвостом, самолет перешел в отвесное пикирование и перевернулся на спину. Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле».
Обломки самолётов упали на посёлок. Как сообщается в книге «Посёлок «Сокол». История посёлка и его жителей», часть фюзеляжа самолета-гиганта упала на деревянный дом № 4 по улице Левитана. Среди жителей посёлка, по счастливой случайности, жертв не было.
Торжественные похороны всех жертв авиакатастрофы состоялись 20 мая на Новодевичьем кладбище. На церемонии присутствовали государственные деятели, среди них председатель Моссовета Николай Булганин и 1-й секретарь МК и МГК ВКП(б) Никита Хрущёв. Тела погибших кремированы, урны с прахом были захоронены в 3-й секции колумбария старой территории кладбища. Мемориал был увенчан огромным барельефом разбившегося самолёта, выполненным из гранита.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top