Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > РОССИЙСКИЕ ЛИНКОРЫ

РОССИЙСКИЕ ЛИНКОРЫ

Закладкой четырех линкоров-дредноутов для Балтийского моря – «Гангут», «Полтава», «Севастополь» и «Петропавловск» – летом 1909 года, а именно 16 июня по новому стилю, началось возрождение русского флота после Русско-японской войны.
Хотя в то время на Балтике не было еще ни новых крейсеров, ни эскадренных миноносцев, ни подводных лодок, решено было приступить к постройке дорогостоящих кораблей дредноутного типа. Кроме соображений о защите столицы с моря, немалую роль в этом сыграли и соображения престижного характера, а также идеи господства на море, заимствованные из доктрины Мэхэна и Коломба. Создание в условиях отсталой России линейных кораблей с тактико-техническими характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов того времени, явилось настоящим подвигом русских ученых, инженеров и рабочих.

22 декабря 1907 года был объявлен всемирный конкурс на постройку линкоров, в котором участвовало шесть русских заводов и 21 иностранная фирма. По поручению Морского министерства организатором конкурса стал профессор Морской академии полковник Алексей Николаевич Крылов, известный ученый-кораблестроитель. Именно по его настойчивому требованию 15 мая 1909 года был утвержден проект Балтийского завода, ибо уже 17 декабря 1908 года на докладе о результатах конкурса было записано: «Высочайше соизволено – повелено приступить к постройке кораблей». Проектирование мощных линейных кораблей в России не прошло не замеченным за границей. Было много скепсиса, но…
В соответствии с Малой судостроительной программой было решено в мае 1909 г. заложить четыре новых линейных корабля для Балтийского моря на двух крупнейших судостроительных заводах Морского ведомства – Балтийском и Адмиралтейском. Морское министерство стремилось в первую очередь загрузить свои казенные заводы.
16 июня были заложены четыре линкора: на Балтийском заводе – «Севастополь» и «Петропавловск», на Адмиралтейском заводе – «Гангут» и «Полтава». На закладке линкоров присутствовали члены императорской фамилии на Балтийском заводе, а на Адмиралтейском – руководство Морского министерства.
Линкоры были спущены на воду в 1911 г. и вступили в строй в 1914 г. В то время они были лучшими кораблями этого класса. После их вступления в строй скепсиса на Западе поубавилось.
Линкоры за свой срок службы в 42 года успели поучаствовать в двух мировых во­й­­­нах, честно выполнив долг перед Отечеством. Они находились в составе ВМФ России до 1956 года и закончили свой путь под другими именами: «Октябрьская революция» («Гангут»), «Михаил Фрунзе» («Полтава»), «Марат» («Петропавловск») и «Парижская коммуна» («Севастополь»). В последние годы службы на этих линкорах, ставших учебными кораблями, сформировались личности многих российских флотоводцев.
История каждого из линкоров – это история нашего военного флота. О каждом линкоре и его судьбе можно и нужно писать книги в назидание потомкам.
Автору этого короткого материала посчастливилось проходить практику на линкоре «Октябрьская революция» в 1955 году и участвовать в его последнем переходе по маршруту Кронштадт – Балтийск – Кронштадт, после чего были стрельбы главного калибра по острову Сескар. Это было что-то. Попав на палубу линкора, курсанты почувствовали мощь нашего флота и гордость за свою Родину, сумевшую построить такие корабли! Память об этом осталась на всю жизнь.
Вадим Кулинченко, капитан 1-го ранга в отставке, публицист. «Вести ДОСААФ», №11.

Добавить комментарий

Loading...
Top