Вы здесь
Главная > #ОБЩЕСТВО > ЖЕНЩИНА. 45-46 ЛЕТ. ХОЧЕТ ВЛИЯТЬ НА ДЕТЕЙ. ТАКОВ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

ЖЕНЩИНА. 45-46 ЛЕТ. ХОЧЕТ ВЛИЯТЬ НА ДЕТЕЙ. ТАКОВ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Учителя в России, в целом, довольны своей работой. Об этом свидетельствуют результаты Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey).

Исследование проводилось в прошлом году в третий раз и представляло собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров. Им задавались вопросы, касающиеся педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. В 2018 году участниками исследования стали 48 стран, в том числе и Россия. В выборку вошли ответы более 4000 учителей из 230 школ 14 субъектов РФ и директора этих школ.
По результатам опроса, 91% педагогов отметили, что в целом довольны своей работой, 90% сказали, что им нравится работать в школе, 86% оказались готовы рекомендовать свою школу как хорошее место для работы. Согласно данным исследования российский учитель работает в школе в среднем 21 год, что на четыре года больше среднего по другим странам-участницам исследования.
В сравнении с результатами предыдущего цикла исследования TALIS-2013, профессия учителя по-прежнему остается преимущественно женской как в большинстве стран-участниц, так и в России, где доля женщин среди учителей составляет 85%. Больше педагогов женского пола только в Латвии (89%). Меньше всего в процентном отношении учителей-женщин в Японии (42%), Саудовской Аравии (52%) и Нидерландах (53%).
Средний возраст российского учителя составляет 45 – 46 лет. Большинство директоров российских школ находится в возрасте от 40 до 59 лет (73%), что соответствует среднему распределению по всем странам-участницам исследования.
Главными побудительными мотивами к выбору профессии учителя, по данным опроса, стали: возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влияния на развитие детей и молодежи (88%). Судя по ответам учителей, вряд ли они пришли в профессию из-за ее престижа – они совсем не уверены, что их профессия ценится в обществе (такое мнение высказали 57% опрошенных российских педагогов).
К положительным моментам можно отнести то, что административная нагрузка на учителя стала несколько ниже, чем в предыдущем цикле исследования, однако административно-бумажная работа для учителей в России все равно остается одной из самых высоких среди стран-участниц TALIS, а рабочее время российского учителя по-прежнему одно из самых продолжительных.
Административная нагрузка на директора высока и растет по сравнению с предыдущим циклом исследования. И в то же время, российский директор меньше занимается непосредственно управлением школой: стратегией развития, разработкой учебного плана, взаимодействием с педагогами и учащимися и наймом сотрудников, чем в странах-лидерах PISA.
Учителям и директорам сегодня доступны разнообразные инструменты повышения квалификации. Однако, признаваемая российскими учителями проблема нехватки компетентностей по вопросам инклюзивного образования и способов индивидуализации образования, а также неуверенность в своих способностях управлять мотивацией учащихся могут свидетельствовать о том, что существующие программы дополнительного профессионального образования не в полной мере справляются со своими задачами, то же самое можно сказать и о процедуре аттестации учителя.
Российские директора школ, в свою очередь, довольно остро ощущают необходимость своего профессионального развития в вопросах управления финансами и человеческими ресурсами, в вопросах предоставления обратной связи, установления профессионального взаимодействия в коллективе.
С полной версией национального отчета по результатам TALIS-2018 можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования. Вторая часть международного отчета TALIS-2018 будет опубликована в марте 2020 года.
– Результаты международного исследования стоит воспринимать и как положительную оценку проделанной работы по повышению престижа профессии «Учитель», с одной стороны, и как подтверждение проводимой нашим государством политики – с другой. Перед нами фактически независимый срез восприятия учителем самого себя, его мироощущение в школе, обществе. И оно, к счастью, начало меняться в последние годы. Да, есть некоторые насущные вопросы – увеличивается возраст учительского корпуса. Поэтому наша работа направлена на поддержку и привлечение молодых педагогов, в том числе и на селе. Это ряд ключевых инициатив – национальная система учительского роста, программа «Земский учитель», возвращение института наставничества в школу. Наконец, я много об этом говорю, наше пристальное внимание направлено на сокращение отчетности в школах. Ведь зачастую именно этот административный барьер становится определяющим в восприятии учебного процесса педагогом, его комфортном пребывании в школе, посвящении себя обучению и воспитанию наших детей, – отметила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

Мона Платонова.

Добавить комментарий

Loading...
Top