Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ДЕТСТВО, КОТОРОЕ НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ

ДЕТСТВО, КОТОРОЕ НЕЛЬЗЯ ПОТЕРЯТЬ

В основу статьи положены материалы лекции для родителей «Игры на свежем воздухе – нескучная нейрокоррекция», которую медицинские психологи Екатерина Алесандровна Лошинская и Екатерина Рудольфовна Кнышева, основываясь на своем практическом опыте, читают в рамках Родительского клуба в Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Сухаревой Г. Е. Департамента здравоохранения Москвы.

Лет тридцать назад мало кто слышал о нейропсихологах. Сама эта наука достаточно молода, один из ее основателей — Александр Лурия — получил за труды по нейропсихологии премию имени Ломоносова I степени в 1968 году. В наше время нейропсихологи стали очень востребованы. Особенно для детей. Возможно, что помощь нейропсихолога сегодня требуется каждому второму ребенку (это в лучшем случае!). Интересно, а как же раньше мы без них обходились?

– Представьте себе двор в жилом районе лет тридцать-сорок назад, – рассказывают психологи. – Младшие выходили во двор без родителей с четырех-пяти лет — под надзор старших братьев и сестер. И там «начинались их дворовые университеты». Двор был развивающей и мотивирующей средой одновременно— меня приняли в игру старшие ребята и я должен соответствовать.

Ах, эти детские игры! Салочки. Жмурки. Вышибалы. Практически в каждом дворе можно было увидеть ребят, застывших в виде «морских фигур», сидящих на лавочках игроков в «колечко», прыгающих через резиночку или скакалку девочек. На асфальте были нарисованы классики различной конфигурации. Дождь смывал их, на следующий день они появлялись снова.

Если говорить языком нейропсихологии, то все эти игры развивают I, II и III блоки головного мозга, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, а также автоматизации двигательных и развитию коммуникативных навыков, повышению адаптивных возможностей. А если говорить человеческим языком, то игры — любые игры, в которых задействовано несколько маленьких человечков — развивают ловкость, силу, выносливость, внимание, умение идти к поставленной цели, а также ответственность за свои поступки и умение преодолевать боль, как физическую, так и психологическую.

– Возьмем, к примеру, вышибалы, – предлагают психологи. – Любая игра с мячом развивает координацию движений и ловкость. Но тут еще и умение подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Например, «вышибалой» стал Дима — он бьет мячом очень сильно, но его достаточно легко поймать. А потом «вышибалой» становится Сережа — он бьет вроде легко, но по ногам и мяч практически невозможно поймать, у него мяч – «подачка-неберучка». Приходится подстраиваться, а это у психологов называется антиципация.

Были еще игры с усложняющимися заданиями: с мячом «в десяточку». Сначала десять раз просто ударить мячом об стенку и поймать его. Потом девять раз ударить, а пока он летит — хлопнуть в ладоши. И поймать. И так далее. Та же «резиночка»: мало того, что ее высота могла меняться от щиколоток до шеи, так еще и прыжки по сложности были разделены на добрый десяток уровней. Только самым ловким удавалось пропрыгать все десять уровней на максимальной высоте. Таким образом, усложняющиеся задания были игровыми упражнениями по переводу актуальных умений в навыки.

Что же случилось с нашими дворовыми играми? А случились девяностые годы, во время которых двор перестал быть безопасной средой, а соблазн круглосуточно работающего телевизора, а потом и компьютера, вытеснил дворовую культуру из жизни нескольких поколений. В результате многие молодые мамы и папы сами не знают, как играть в «Цепи-цепи- разорви» или в «слоников», и даже такая игра, как в «ножки», а тем более – «ножички» вызывают у них недоумение. Наверстывая упущенное, они играют в полевые — пейнтбол и различные «ролевки»: от вариаций на тему фэнтези до исторических реконструкций (что на языке психологов называется «позитивный регресс»), но не могут научить своих детей азам дворовой самоорганизации.

Сейчас — не девяностые. Разрушенные дворы восстановлены. Появились игровые комплексы, порой очень сложные, в виде сказочных дворцов, рыцарских замков или кораблей. Вместо советских железных горок, которые леденили попу зимой, поджаривали ее летом и, ржавея, оставляли на одежде рыжие пятна, пришли пластиковые. Яркие, безопасные, термоустойчивые, прямые, волнистые, спиральные, в виде трубы… т.е. на любой вкус. Но почему же психологи говорят, что этого недостаточно?

Игровые комплексы, конечно, хороши, но на них вполне можно развлекаться в одиночку. Кампания для этого совершенно не требуется, в лучшем случае, для того, чтобы соблюдать очередь. Да, среда стала более безопасной, надзор над детьми усилился, но дети в итоге стали менее инициативными, в большей степени привыкли пользоваться тем, что для них сделано другими, что в будущем рождает потребительско-безответственное отношение к жизни. Кроме того, у наших детей сейчас полный провал по части умения отвечать за свои поступки. И очень плохо обстоят дела с умением терпеть боль как физическую, так и психологическую.

Однако, если в современный двор на площадку, покрытую разноцветным тартаном попадает два-три человека, неважно, детей или взрослых, которые хотят и умеют играть коллективно— то они быстро организуются сами и организуют остальных. Ничего сложного в этом нет. К крутящейся скакалке сразу выстраивается очередь, правильно нарисованные «классики» оказываются интересными для всех возрастов, а «путаница» увлекает детей покруче, чем десятый уровень Тетриса.

Проблема в том, что для восстановления культуры дворовых игр приходится обращаться к опыту даже не прошлого, а почти позапрошлого поколения. Но много ли вы знаете шестидесятилетних людей, способных показать наглядно, как надо прыгать в классики?
Хорошо, что есть интернет — в нем можно найти правила старых дворовых игр. А много ли детских игр помните Вы? Давайте попробуем вспомнить хотя бы несколько.

«Цепи-цепи-разорви». В разных регионах эта игра называлась по-разному. В моем дворе это был «Али-Баба». В других местах ее называли «Бояре». Суть проста: дети делятся на две команды, встают, взявшись за руки в цепочку. Затем одна команда выкликает к себе человека из другой команды. Тот бежит и старается разорвать сцепленные руки. Удалось — уводит с собой человека из команды соперников. Не удалось — сам становится к ним.
«Ножички». Или «земельки». Конечно, может встать разговор о травмах: когда-то дети с пяти лет (о ужас!) носили в кармане перочинный нож. И никто по этому поводу не хватался за сердце. «Он же еще ничего не понимает и может порезаться или кого-нибудь поранить!» – ужаснуться современные родители. Однако, где же эта граница между «еще ничего не понимает» и «уже ничего не понимает». Понятно одно: уровень доверия всегда связан с уровнем самоконтроля и ответственности за свои поступки.

«Классики». Ох, сколько их видов! Прямоугольное поле, по которому надо было прыгать с биточкой, квадратные, от 1 до 10, по которым надо было прыгать, разворачиваясь в воздухе, дорожки из квадратиков на 1 и 2 ноги. Или круг, расчерченный на двенадцать секторов. По нему надо было пропрыгать сначала по часовой стрелке, а потом – против. Кажется, ничего сложного? Однако фокус в том, что правшам удобнее прыгать в одну сторону, а левшам — в другую. Ведущие ноги-то разные! И эта незамысловатая игра развивала, если опять говорить языком нейропсихологии, взаимодействие между полушариями головного мозга.

«Слоники». Мальчишеская игра. Команда «слонов» становится друг за другом, наклоняется и крепко держится за талию впереди стоящего. Команда «наездников» запрыгивает на «слонов». И «слоны» должны пройти оговоренное количество шагов. Да, игра не для слабаков. Но мы же хотим вырастить мужчин, а как же иначе тренировать силу и выносливость?

«Колечко, колечко, выйди на крылечко»… Игра на внимательность и на умение подмечать реакции других людей. Кому ведущий положил колечко в ладошки? Может быть, Маше, которая заулыбалась? Или Пете, который как-то подобрался и напрягся?. Приготовился бежать?
Между прочим, дети с распространенным сегодня диагнозом — аутизм — таких деталей подмечать не могут. Но где проходит граница между аутизмом как врожденным свойством мозга и между аутистическими нарушениями из-за отсутствия элементарных тренировок?
А скакалка! Та самая, воспетая Агнией Барто.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.
<…>
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

– Скакалка — это универсальный спортивный снаряд для тренировок, – считают психологи. – Во всех видах спорта скакалка используется для тренировки согласованности действий всех групп мышц, повышению скоростных характеристик и выносливости. Художественная гимнастика и бокс, теннис и футбол. Все используют скакалку. Кто сказал, что это — девчачья забава? В настоящее время, считают психологи, без спортивной секции мальчика в Москве вырастить невозможно! А значит и скакалка строго обязательна.

… Наш мозг — достаточно сложный орган. В нем все перемешано и все взаимосвязано. Мы часто слышим про центр Брока, который отвечает за речь и стимулируется мелкой моторикой правой руки, но кроме него, есть и зоны мозга, отвечающие за речь. Одно цепляет другое, один вид деятельности развивает другие. И, как это не парадоксально, если ребенок хорошо прыгает и ловит мяч, то вероятность быть успешным в школьных предметах у него выше.
Интернет в помощь неравнодушным родителям. К счастью, помимо фейковых новостей, там можно найти списки детских дворовых игр и их правила. Чем отличаются обычные салочки от колдунчиков? Какие есть разновидности пряток (подсказка: три)? Чем отличается «конвертик» от «кораблика» (подсказка: и то, и другое — фигуры «резиночки»)?

Впереди — еще два летних месяца. И за это время вполне можно проделать со своим ребенком ту работу, которую мы часто поручаем нейропсихологам – стимулировать сенсомоторное развитие, которое является базовым для дальнейшего развития высших психических функций. С помощью подвижных игр Вы будете активизировать, устанавливать и закреплять взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Проще говоря — берите мяч, мелок, резинку, скакалку, колечко — и на улицу!

Записала Яна МАЕВСКАЯ.

Добавить комментарий

Loading...
Top