Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > «СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ»: ГЕНИИ ХХ ВЕКА

«СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ»: ГЕНИИ ХХ ВЕКА

Западное крыло Новой Третьяковки на Крымском валу, после того как это пространство всего два месяца назад покинул Дом художника, открылось проектом «Свободный полет». Он организован московским Музеем Анатолия Зверева (Музеем AZ) совместно с Третьяковской галереей. Проект посвящен творчеству выдающегося кинорежиссера Андрея Тарковского и художников нонконформистов, представляя неофициальное искусство 1960–1980-х в контексте его кинематографа. Проект стал итогом большой работы Музея AZ, которую он проделал, создавая трилогию, посвященную режиссеру и художникам его времени: от первой выставки «Предвидение», открытой в Электротеатре Станиславский в 2016 году, через «Прорыв в прошлое» (2017 год, Новое Пространство Театра Наций и вплоть до проекта «Новый полет на Солярис» в 2018 году в Фонде Франко Дзеффирелли (Флоренция) и в Королевском Дворце Монцы. «Свободный полет» — не просто соединение трех выставок в одну, а самостоятельный проект, созданный с новыми подходами к теме и новыми пластическими решениями.

Как говорит куратор проекта, искусствовед Полина Лобачевская, «Имя режиссера, его личность и наследие имеют важнейшее значение для понимания европейской культуры второй половины ХХ века. Творчество мастера не только отражало духовные идеалы целого поколения, но и формировало шкалу художественных ценностей, давало возможность прикоснуться к новым, подчас запретным темам и смыслам, важным для зрителей в эпоху «железного занавеса». Круг многих идей и образов оказался общим как для кинокартин Тарковского, так и для произведений художников-нонконформистов, создавших особое явление — «советский ренессанс», яркий взлет неофициального искусства. Пути Андрея Тарковского и художников, представленных на выставке, практически не пересекались, но между их произведениями были очевидные переклички. «Свободный полет» призван предложить зрителю сложные ассоциации и парадоксальные сопоставления кинообразов Андрея Тарковского с живописными, графическими и скульптурными работами важнейших российских художников второй половины ХХ века, а также с современным медиа- и видеоартом. Эти внутренние связи и параллели показывают, что искусство, затрагивающее «вечные темы», ставящее актуальные вопросы, существует вне видовых и жанровых рамок».

Опорными элементами проекта, определившими его структуру, стали три знаменитых фильма Андрея Тарковского: «Андрей Рублев», «Сталкер» и «Солярис». В 2019 году исполняется 50 лет с момента премьеры «Андрея Рублева» на Каннском кинофестивале и 40 лет фильму «Сталкер».

Масштабное пространство залов Западного крыла — более 3500 квадратных метров —это тотальная инсталляция 70 произведений художников из коллекции мецената и создателя Музея AZНаталии Опалевой, среди которых Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Пётр Беленок, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Владимир Яковлев, Владимир Янкилевский, Франциско Инфанте, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Дмитрий Краснопевцев. Новую видеоарт-композицию специально для выставки «Свободный полет» создал художник Платон Инфанте. В проекте 15 экранных проекций и более 10 широкоформатных плазменных экранов, контент для которых создан медиа-художником Александром Долгиным. Размах и техническая оснащенность «Свободного полета» подчинены кураторской логике Полины Лобачевской и четкой сценографии Геннадия Синева, которая задает определенное направление движения зрителей. Маршрут пролегает через три условные части проекта – духовные ландшафты фильма «Андрей Рублев» и созвучные им образы Дмитрия Плавинского, через апокалиптические видения «Сталкера» и живописную эсхатологию Петра Беленка, через футуристические интерьеры «Соляриса» с искусством, адресованным будущему человечества… Также в экспозицию включены уникальные архивные документы, предоставленные фондом «Два Андрея». Посетители выставки увидят фильм Ираклия Квирикадзе «Новый полет на Солярис» — оммаж проекту и его героям.

К открытию выставочного проекта подготовлены два издания: каталог на русском и английском языках с аннотациями к наиболее значимым произведениям, своего рода путеводитель по экспозиции, а также книга киноведа и критика Андрея Плахова, в которой ведется разговор о фильмах Тарковского, составивших выставочную трилогию, и шире — о главных художественных вехах второй половины ХХ века.

Ирина ШВЕДОВА.

Фото автора.

Добавить комментарий

Loading...
Top