Вы здесь
Главная > ОБО ВСЕМ > #ОБРАЗОВАНИЕ > КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИКЕ И ПОСТУПИТЬ В ВУЗ МЕЧТЫ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ФИЗИКЕ И ПОСТУПИТЬ В ВУЗ МЕЧТЫ БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ОЛИМПИАДАМ
Леонид Колуднов, методист отделения физики на Олимпиадных школах МФТИ, член жюри олимпиады по физике им. Дж.К. Максвелла и заключительного этапа Всероссийской олимпиады по физике, зам. декана факультета общей и прикладной физики МФТИ, преподаватель кафедры общей физики МФТИ рассказал, какие олимпиады позволяют школьникам поступить в вуз без экзаменов и как успешно к ним подготовиться.
– Какие олимпиады по физике вы считаете наиболее перспективными для школьников сегодня? Где им испытать свои силы?
– Я бы не ставил вопрос вокруг слова “перспективные”, скорее “наиболее интересные”. Тут все зависит от школьника, какие именно цели он ставит перед собой.
Если мы берем Всероссийскую олимпиаду школьников по физике, муниципальный, региональный и потом заключительный этапы, то это, в первую очередь, спортивный принцип, когда ребята хотят состязаться и достичь в олимпиадном спорте самых высоких результатов. Здесь самые сложные задачи и самые сильные ребята со всей России. Если ты призер или победитель финала Всероса, то это очень почетно. К тому же, если ты стал призером или победителем в 9, 10 или 11 классах, ты автоматически поступил в вуз. В последствии, из призеров 10 класса формирует состав сборной на Международную физическую олимпиаду.
Если же мы ставим целью поступить, то существуют перечневые олимпиады. Они попроще, но каждая со своей спецификой. Это Московская олимпиада школьников, олимпиада “Физтех” и так далее. Иногда их используют как тренировку ко Всероссийским олимпиадам, когда ребята в самом начале олимпиадного пути, ведь для победы необходимо иметь соревновательную практику. Но в первую очередь уровневые олимпиады в 11 классе позволяют попасть в вуз. Стал победителем на олимпиаде “Физтех” – все, за тобой право поступить в МФТИ без ЕГЭ.
– Какие успехи продемонстрировали российские школьники на международных олимпиадах последних лет?
– Я бы выделил три основных международных олимпиады, где есть физика. Это Международная физическая олимпиада, Азиатская физическая олимпиада и Юниорская естественнонаучная олимпиада. Первые две олимпиады посвящены только физике, а третья – смесь физики, биологии и химии. Мы всегда выступаем достаточно очень хорошо. В позапрошлом году была уникальная ситуация. На Юниорской олимпиаде мы взяли 6 из 6 золотых медалей, первое абсолютное место и золото и бронзу в эксперименте, а на Межнаре по физике – 5 из 5 золотых медалей. Приехали все в золоте, это было потрясающе. Прошлый год был менее богат на медали. На Межнаре у нас 4 золота и 1 серебро, и это тоже классный результат, на юниорской 1 золотая и 5 серебряных. Зато в этом году впервые в истории на Азиатской олимпиаде по физике участник из России занял первое абсолютное место, он же за год до этого, как раз таки, занял первое абсолютное место на юниорской олимпиаде.
– Международная физическая олимпиада состоится уже 7-15 июля 2019 в Тель-Авиве. Какие прогнозы для России?
– Не хочется сглазить, поэтому не буду строить прогнозы. Так как национальную сборную на Международную олимпиаду школьников по физике готовит в том числе и МФТИ, скажу, что сборная этого года достаточно сильная, есть ребята, которые бывали на международных олимпиадах и до этого, поэтому имеют опыт, да и в целом состав хороший и каждый может показать хороший результат.
– Как готовят к олимпиадам в Олимпиадных школах МФТИ? Какие учебники вы им рекомендуете?
– Так как олимпиадные школы проходят в каникулы, то у нас есть две основные школы – Летняя и Зимняя олимпиадные школы. Летом три смены, которые с точки зрения программы ничем не отличаются друг от друга, зимой одна. Мы строим обучение с 7 класса и формируем программу так, чтобы ребенок, который приехал на все школы, охватил практически все олимпиадные темы. К тому же, про одну тему можно рассказывать по-разному, получается мы показываем разные приемы и заодно имеем возможность сделать так, чтобы ребенок повторил то, что было на прошлых сменах. Например, баллистика. В ней так много нюансов (как и во многих других темах), что за одну смену все не расскажешь. Поэтому на одной смене мы смотрим одни приёмы с баллистикой, на другой смене смотрим другие и повторяем предыдущие, если это необходимо, если приехали новые ребята или если старожилы хотят повторить.
При этом на Олимпиадных школах у нас с каждым годом все более сильные участники, мы под это тоже подстраиваемся, формируем группы исходя из олимпиадного опыта детей. Если пару лет назад у нас на смене был один или два участника заключительного этапа ВсОШ и с этим было попроще, то в этом году у нас довольно много призеров заключительного этапа, а сколько участников мы уже не считаем. Вести такую сильную группу всегда интересно. Это некий вызов для преподавателя, потому что если восьмиклассник был на смене в Сириусе буквально пару месяцев назад, он целый месяц тренировался, то на Школе нужно выдать то, чего за этот месяц им не рассказывали. А учитывая тот факт, что в восьмом классе не так много тем, то это не так просто. Уровень возрос, как и требования к преподавателям. Но мы им соответствуем, ребята довольны.
Готовим мы в лагере с прицелом на то, чтобы школьники как минимум хорошо выступили на региональном этапе Всероса, в идеале дошли до Всероса и там тоже показал хороший результат. Однако чудес ждать не стоит. Для успешного выступления на олимпиадах таких лагерей и сборов недостаточно. Необходимо самостоятельно тренироваться. Если ребенок приехал к нам на смену, потренировался здесь пару недель, то этого не достаточно для хорошего результата. Школа это в первую очередь серьезный импульс, толчок вперед, но это необходимо поддерживать самостоятельной работой в течении года. Преподаватели могут лишь помочь осилить олимпиадный путь, но дорогу школьник должен пройти сам.
Как можно самому подготовиться к олимпиадам по физике?
Для 7-8 класса Михаил Юрьевич Замятнин со своими коллегами, как совсем юными, так и маститыми преподавателями, сделали два замечательных задачника, которые будут актуальны и для учеников вплоть до 11 класса.
Также есть онлайн-курсы. То есть, будь я школьником сейчас, то слушал бы того же М.Ю. Замятнина в интернете. Это самый простой способ. На сайте 4ipho.ru доступны все олимпиады прошлых лет с решениями, можно прорешивать задачи оттуда. Но это довольно жесткий старт. Если школьник только начинает изучать что-то новое и в олимпиадах никогда не участвовал, то надо брать простые задачники. Например, задачник А.И. Черноуцана, который сделан для самого элементарного уровня и методически очень выверенный. В нем все построено от простого к относительно сложному. Поэтому как стартовый задачник он очень толковый, но только по нему к олимпиадам, конечно не подготовиться. Самый сложный задачник – под редакцией О.Я. Савченко, его часто используют для подготовки ко Всеросу и даже Международной олимпиаде по физике.
Без сопровождения к олимпиадам готовиться тяжело. Если ты хочешь заниматься олимпиадным спортом, а в городе нет возможности подготовиться, то, чтобы соответствовать уровню Всероса, единственный вариант – школы-интернаты, специализированные учебно-научные центры в разных городах. У нас в МФТИ это Физтех-лицей, есть Республиканский лицей в Саранске, СУНЦ. Хорошие лицеи в России есть. Понятно, что если ребенок с тренером, то у него колоссальное преимущество перед тем, кто учится сам. Это особенно важно, если в целях – участие и победы во Всеросе. Без тренера нужно потратить гораздо больше часов, не говоря о том, что в целом должно мышление лежать к олимпиадным задачкам. Бывает, что ребенок выстреливает и без тренера, но это скорее исключение. Обычно его нужно вести по этому пути.
– В чем секрет сильного технического образования на Физтехе для школьников?
– Я бы выделил три составляющие. Первое, это сильное окружение, школьники, которые не уступают друг другу по уровню знаний. Нет ничего более важного для развития личных и профессиональных навыков, чем сильное окружение. Второе, это серьезная программа, которую в школе часто не проходят. Ребятам нужно осилить большие и серьезные объемы информации. Мы углубляем их знания. Ну и третье, это преподаватели.
У нас очень много сильный преподавателей, которые умеют и любят работать со школьниками. Часто приезжают не только сильные, но и очень звездные преподаватели. У нас работал и, очень надеюсь приедет еще не раз, Александр Киреев, один из сильнейших преподавателей в России. Дети от него в восторге. Михаил Осин, многолетний тренер сборной России, тоже преподавал, в этом году он будет на третьей смене. Сергей Варламов также очень известный преподаватель. На каждой смене у нас традиционно несколько сильнейших учителей. Также у нас ведется методическая работа. Обычное дело – собраться вместе и обсудить, что мы будем рассказывать детям. Каждый делится своими приемами, и получается некое самообразование и для педагогов.
– Какие направления в физике наиболее перспективны и будут перспективны в будущем? Какой вы посоветуете ориентир ребятам, которые хотят связать жизнь с этой наукой?
– Сложно сказать. То, что сейчас на слуху, через 10 лет может пойти на спад и уже не быть таким модным. Например, 20 лет назад была очень популярна нанофизика. Сейчас биофизика на слуху. На мой взгляд, нужно следить не за тем, что модно сейчас, а выбор строить по другому. Занимаешься ли ты астрофизикой, твердым телом, биофизикой, лазерной физикой, квантовой теорией поля, – это все будет интересно! Главное не направление, а лаборатория. Важно то, в каком коллективе ты живешь. Если у тебя сильный научный руководитель, который в тебе заинтересован и готов в тебя вкладываться, если вокруг тебя потрясающая лаборатория, много интересных людей, которые объединены одной целью, то это замечательно! Не важно, занимаешься ли ты твердым телом или из лазера в органику стреляешь, это не принципиально. Если ты попал в хорошую лабораторию и готов работать, то тебе очень сильно повезло, и в науке у тебя тоже будет все здорово.

Добавить комментарий

Loading...
Top