Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > НЕБО ЛЮБИТ ОТВАЖНЫХ

НЕБО ЛЮБИТ ОТВАЖНЫХ

Профессия пилота

Профессия пилота – из ряда тех, которую может освоить далеко не каждый. Очень часто, говоря о людях, покоривших небо, мы прибавляем эпитеты «смелость», «мужество», «отвага». Однако эти качества отнюдь не главные. Для того чтобы стать профессионалом, нужны базовые знания, хорошая физическая форма и… холодный расчет. Правда, иногда есть исключения из правил.

Знакомьтесь: Юрий Лебедев, командир воздушного судна ВК117С-2. В 2018 году по итогам ежегодного регионального этапа Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества» Юрий Лебедев признан лучшим летчиком-спасателем Москвы.
В Московском авиационном центре Департамента ГОЧСиПБ Юрий Лебедев работает с 2009 года. За это время пилот участвовал в тушении крупнейших пожаров в Москве и области: в тушении лесных пожаров 2010 года и первых ночных вылетах для тушения пожаров в столице. Юрий совершил несколько сотен полетов для оказания экстренной медицинской помощи жителям Москвы в составе экипажа санитарного вертолета ВК117С-2, в результате которых выполнена транспортировка и оказана помощь пострадавшим более чем в 350 случаях. В Московском авиационном центре пилот был награжден медалями МЧС «За тушение лесных пожаров 2010 года в МО» и «За отвагу на пожаре», полученную после участия в ликвидации крупного ночного пожара 4-го ранга сложности на юго-востоке столицы.
Подполковник в отставке, бывший офицер морской авиации имеет многолетний опыт безаварийной летной работы. Общий налет составляет более 4000 часов. За время своей работы освоил семь типов воздушных судов. Служба есть служба: за время ее прохождения Юрий решал множество поставленных задач, в том числе совершал вылеты по спасению людей из труднодоступных мест Крайнего Севера. Вот за одну из таких операций, которая была связана с большим риском для жизни летчика, Юрий получил государственную награду «Орден Мужества».


Случился этот эпизод в жизни Юрия 27 декабря 2007 года в Северном море.
«В те дни, – вспоминает Ю. Лебедев, – наша служба проходила на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». День начался с плановых полетов, но во второй половине дали отбой, так как стала сильно ухудшаться погода. Надвигался шторм. Мы уже закатывали вертолеты в ангары, и вдруг поступил сигнал – быть готовыми к вылету на корабль одиночного базирования. На этом кораб­ле у одного из матросов должна была пройти хирургическая операция, и медики были готовы к этому, но из-за начинающегося шторма корабль стало сильно раскачивать (крены доходили до 20 градусов) и операция стала невозможной. Наш же крейсер был, конечно, гораздо устойчивей, и медицинское оборудование на нем находилось хорошее. Так вот, пока на том корабле врачи думали и искали варианты, надеясь, что погода утихнет, начался сильнейший шторм со шквалистым ветром и снежными зарядами. Плюс уже наступила глубокая темнота. И тут мне говорят – нужно лететь, спасать человека, доставить его на наш крейсер. На тот момент на борту крейсера «Адмирал Кузнецов» находился начальник авиации ВМФ, генерал Николай Куклев. Он мне не приказал, попросил – вылететь, а по посадке решать самому. Сможешь, говорит, забрать моряка – хорошо, не сможешь – никто не упрекнет. Но попробовать обязательно нужно! Конечно, все при этом знали, что при таких кренах на том корабле посадить вертолет будет просто чудом. Для понимания, по регламенту для посадки вертолета необходимы следующие условия: крены – 10 градусов бортовые и 3 килевые. И никакого попутного ветра. На тот момент ветер был 20 метров в секунду и запредельные крены. Я задумался, и тут пришла одна мысль. В связи со своей большой практикой я знал, что если корабль запустить по волне, а не против нее, создать ему скорость одинаковую с волной, то судно будет меньше подвержено качке. Передали эту информацию на тот корабль, они попробовали и добились ровно того, что было нужно вертолету. Но от ветра-то никуда не деться. Тем не менее мы полетели. Договорились мы с нашим штурманом, что будем принимать решение на высоте 20 метров. И вот несет нас попутным ветром, а в момент посадки, как нам потом сказали, он был 16 метров в секунду, вертолет задран, и тащит его на борт. Штурман кричит: «Двадцать!» Я переламываю вертолет, чтобы он колесами о борт не ударился, и «шлепаю» его вниз. Удачно! Конечно, нас хорошо развернуло, не без этого, градусов под 45, наверное, ведь палубу сильно раскачивало, но на площадку попали!


Мы испугаться не успели, думали, как спасти человека. Ребята, которые на борту ждали, тоже хорошо сработали. Они буквально за несколько секунд занесли внутрь матроса. Винты работают, дверь открывается, качка, сильный ветер, волнение. В общем, через несколько секунд я уже взлетел, посадил вертолет на крейсер. Матроса сразу же понесли на операцию и, уже когда мы переоделись и сидели в каюте, по трансляции передали – доставленный с такого-то борта матрос прооперирован успешно. Вот тогда все вздохнули с облегчением. А награду получил неожиданно. Боевая служба на «Адмирале Кузнецове» закончилась, я вернулся на свою базу, и только там, спустя несколько месяцев, узнал, что представлен к награде за спасение человека».
Казалось бы, после таких полетов работа в Московском авиационном отряде кажется не сложной. Но это не так.
«Летать в черте такого мегаполиса, как Москва, и совершать посадки самоподбором с воздуха совсем не просто даже летчику с таким опытом, как у меня. Я даже, если честно, и не мечтал здесь работать, так как слышал, что в центре очень строгий отбор пилотов и сюда сложно попасть», – говорит Юрий.
Отбор здесь действительно строгий. Но профессиональные качества Юрия Лебедева не подвели и здесь, что он изо дня в день доказывает своей практической работой.
Так что главное в этой профессии, конечно же, умение быстро и правильно находить нужные решения. А романтика и смелость – это больше для антуража профессии. Однако кто из летчиков не был романтиком? Небо – для тех, кто в него влюблен.
17 июля – День основания морской авиации ВМФ РФ. В ГКУ «МАЦ» есть немало пилотов, инженеров и техников, которые служили в морской авиации. Сейчас весь свой накопленный опыт они перенесли на работу в МАЦ. Юрий Лебедев – один из этих людей. Так что всех людей, причастных к работе в морской авиации, и лично Юрия Лебедева поздравляем с профессиональным праздником!

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Loading...
Top