Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > КАЧЕСТВО ЗАКОНОВ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

КАЧЕСТВО ЗАКОНОВ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО

Дума

За 33 минуты Дума рассмотрела и поддержала 27 законов. Дольше названия для них придумывать, чем депутаты обсуждали: председатель Вячеслав Володин скороговоркой зачитывал безликое название типа «О внесении изменений в закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты» или о совершенствовании чего-то, что уже усовершенствовано до неисправимого состояния. Докладчик такой же скороговоркой сообщал, что документ прошел все необходимые экспертизы и замечаний нет или они исправлены. Володин спрашивал желающих выступить по мотивам голосования таким голосом, что желание исчезало. Далее следовало голосование.

Затем почти тем же темпом одобрили 16 законопроектов второго чтения и один отклонили.
За неполные полтора часа прогнали 44 пункта повестки. Включая не слишком радующие налогово-бюджетные поправки. Среди прочего приняли во втором чтении пару законопроектов номинально направленных на поддержку отечественного виноделия и виноградарства, также по обязательности согласия собственника на использование его электронной цифровой подписи для сделок с недвижимостью.
В режим гонки Володин ухитрился вставить два программных замечания.
В ответ на предложение единоросса Андрея Альшевских поставить ускоренный режим голосования, председатель непререкаемым тоном воспитательницы детского сада заявил: «Не нужно, коллеги. На принятие, особенно законопроектов в третьем чтении, лучше этого не делать. Качество превыше всего».
Единоросс Татьяна Касаева представила изменения в законодательство в связи с разделением Минобрнауки и неосторожно сказала: «Правительственный законопроект полностью готов к принятию в третьем чтении» – собственно, содержательная часть доклада тем и ограничилась.
Володин направил единоросску на путь корректности.
Цитирую по стенограмме: «Небольшое уточнение для Татьяны Викторовны и коллег, которые считают, что при рассмотрении законопроекта в третьем чтении или во втором чтении мы можем говорить о том, что это законопроект правительства. Законопроект при рассмотрении в первом чтении может быть законодательной инициативой правительства или другого любого субъекта законотворческой инициативы. Но при принятии законопроекта уже в первом чтении, коллеги, это наш с вами законопроект, это наша ответственность. И поэтому брать и говорить, что это правительственная инициатива, уже некорректно. Мы потому что ее можем при рассмотрении во втором чтении существенно улучшить или совершить ошибки, не говорю уже, при рассмотрении третьего чтения мы можем ее отклонить или наоборот поддержать. Поэтому это уже законопроект, который Государственная Дума принимает или не поддерживает».
Пройдя пленарное заседание почти до половины, вдруг очутились в сумрачном лесу и застряли на двух законопроектах первого чтения.
Очевидно, НДС так же вреден, как грязное пальмовое масло. Надо отменять и запрещать. Вместо этого законодатель бьется за проценты НДС и обсуждает демпфер обратного акциза для нефтянки. Однако журналисты дважды неправы, когда валят на депутатов. Во-первых, не в Думе рождается развесистая законодательная клюква и свидетельство тому жесткие споры. Во-вторых, к принимаемым решениям подталкивают СМИ, о чем с утра сказал эсер Олег Нилов. Он призвал журналистов не ограничиваться редакционной обязаловкой, обозначив триаду этого дня: вино, демпфер и снижение НДС на плоды-ягоды.
Однако обратимся к сути двух сакральных законопроектов.
Принятый в первом чтении законопроект о снижении НДС до 10% для операций по реализации фруктов и ягод включая столовый виноград под названием «О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса РФ» подписали лидеры всех фракций, лично председатель Думы и председатель аграрного комитета.
Евгений Шулепов попросил распространить льготу на саженцы и рассаду. Председатель ответственного комитета по бюджету Андрей Макаров сказал, что вот так без расчетов это неправильно.
Дальше последовал пассаж высшего макаровского пилотажа: «Есть целый ряд фруктов, которые в России просто не производятся, ну, наверное, эту поддержку с удовольствием бы получили те, кто выращивает ананасы, ну, не выращиваются ананасы в России».
В связи с тем, что пальмовое масло тоже в России не растет, председатель комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов поставил вопрос: можно ли избавить сей вредный продукт от льготы 10% НДС? От него снижается качество продуктов, при неконтролируемом использовании есть риски для здоровья граждан. И при этом льготная ставка НДС!
Макаров разъяснил, что пальмовое масло поставляется в страну наливным способом, в контейнерах и готовой продукцией. Общая цена льготы по НДС колеблется по годам. В 2018 году НДС уплачен по пальмовому маслу 4,78 млрд рублей. Уход от льготной ставки на обычную дает примерно эту же сумму. Это дополнительные доходы бюджета. Но главный вопрос здесь здоровье населения. Если будут такие поправки, Макаров готов рассмотреть.
Лидер единороссов Сергей Неверов сообщил о договоренности рассмотреть возможность возврата полной ставки НДС по пальмовому маслу. Дополнительно даст бюджету пять миллиардов.
Постоянно слушая подобные вещи, я пытаюсь удерживать свою голову от неизбежного вживания в русло политической необходимости. В прошлом созыве тема пальмового масла была табуирована и лишь группа молодых депутатов ЛДПР устроила провокацию, раскрыв секрет транспортировки пальмового масла в нефтяных цистернах.
Поскольку здоровьем граждан никого в России не напугаешь, единороссы используют аргумент дополнительных пяти миллиардов.
Для закрепления успеха выступил Геннадий Онищенко: «Поправка о снятии с пальмового масла льготного режима 10% НДС и возврата в обычный режим 20% будет обсуждаться в рамках подготовки ко второму чтению».
Повышение НДС на пальмовое масло даст импульс к развитию для отечественных производителей подсолнечного масла.
«Был период, когда мы действительно вынуждены были ввозить пальмовое масло с целью пополнения продовольственной корзины. Сегодня такой необходимости нет, но наш производитель, производя подсолнечное масло, не в равных условиях находится с индонезийским маслом, которое мы завозим в нашу страну», – сказал Онищенко.
«У наших людей генетическая память именно на подсолнечное масло. Тогда почему мы должны пользоваться экзотикой? У нас только один Алтайский край может производить более миллиона тонн подсолнечного масла», – напомнил депутат.
Налоговые тобсуждения разбавил докладчик от авторов законопреокта, председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин.
«Не крестьяне виноваты, что в цене розничной хлебобулочных изделий труд крестьянина оценивается на 7-8 процентов. В мире эта тема регулируется, и труд крестьянина оценивается на уровне 50 процентов, а остальные 50 получают переработчики и торговля вместе взятые. Вот тогда бы у нас была возможность те яблоки, которые в сезон товарные, мы поставляем на уровне производителя по 45 рублей за килограмм, они даже в переработанном виде и в торговле не могли бы более чем в два раза повышать в цене. А если говорить о торговле, то они бы должны стоить не больше 70 рублей. Ну и самое главное, конечно, производить надо столько, чтобы реально можно влиять на то ценообразование, которое было бы соответствующим образом приемлемо населением, исходя из его доходов», – сказал Кашин.
Пальма склеилась с нефтью не только в цистерне.
Принятый также в первом чтении законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ» направлен на корректировку параметров демпфирующего механизма с декларативной целью сдерживания роста цен на топливо. Внесла его группа единороссов, воплотив в текст идею правительства. До 1 июля номинально действовал механизм обратного акциза бюджетной компенсаций упущенной выгоды, чтобы крупные компании не гнали нефть за рубеж. Договоренность Дмитрия Козака с нефтянкой работала плохо. А после 1 июля цены на бензин и солярку принялись расти.
По словам Николая Коломейцева, правительство сознательно своим бездействием создало пожарную ситуацию.
Сергей Катасонов подчеркнул, что этим законом мы не можем диктовать цену.
Правительство перекладывает решение на Думу, – заметил Валерий Гартунг. Механизм очень сложный и недоступен для понимания нормального человека. Может и лучше, что не понимают.
Таким образом, не предприняв никаких мер, правительство милостиво разрешило единороссам решать вопрос в жестко заданных рамках и они все равно будут виноваты. Раны на рейтинге ЕР еще не зажили после повышения НДС и пенсионного возраста, и вот опять.
В чем смысл новой схемы, Макаров объяснил дважды. Я не понял.
Макаров утверждал, что он ясно сказал, речь идет о компенсации. Если не изменится цена на нефть, то нефтяные компании по демпфирующему механизму до конца этого года получат 19 миллиардов рублей. 19 миллиардов возвращаются от тех же нефтяных компаний за счет повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) автоматически ровно на ту сумму. Если компенсация будет 100 миллиардов, НДПИ вырастет на эти 100 миллиардов. Это необходимо, чтобы не ударить по региональным дорожным фондам.
Если кто-то будет хулиганить, введут запретительные экспортные пошлины.
Макаров намерен дать поручение Счетной палате проконтролировать, с одной стороны, эффективность механизма, который предложен правительством, с другой стороны, проконтролировать расходование бюджетных средств, то есть того демпфера, который получают нефтяные компании.
Иными словами, бюджетные деньги обратного акциза у нефтянки теоретически может проверять Счетная палата. Но постановления нет, это всего лишь благие пожелания.
Коммунист Вера Ганзя вопросы задавала осторожно. А потом в своем фейсбуке перевела парламентские выражения на русский язык: «Правительство решило отказаться от соглашения с нефтяниками о замораживании цен на топливо в пользу специального закона об изменениях в Налоговый кодекс. Суть вот в чём. С введением налогового маневра нефтянке стало невыгодно продавать сырье на внутреннем рынке. Это вызвало взлет цен на топливо. По новому закону нефтяным компаниям будет компенсироваться упущенная прибыль в виде разницы между экспортными и внутренним…и ценами. Это приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, которые будут компенсироваться повышением НДПИ. Странный и сложный механизм. Главная причина роста цен на внутреннем рынке – налоговый маневр, т.е. снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ. При этом должны были снижаться акцизы. Но получилось с точностью до наоборот. Правительство акцизы регулярно повышает (с 1 января на 10,7% на бензин и на 12,7% на дизельное топливо) Ну не могут они отказаться от легких денег! Потому что акцизы изымаются из карманов безропотного населения. В общем, соглашения с нефтянкой были гораздо эффективнее. А цены на бензин будут расти. В нашей нефтедобывающей стране. И вся Россия будет ездить в Казахстан заправляться».
«И пенсионная реформа, и повышение НДС, и налоговый маневр – рекомендации МВФ. Все под козырек!» – подчеркнула Вера Ганзя.
Остался вопрос: поручение Счетной палате Макаров сам придумал или есть документ?
Депутат ответила: «Сам придумал. Но он зря ничего не скажет. Думаю, озвучил тенденцию на перспективу».
Олег Нилов выступил сразу по двум законопроектам. Он подсчитал, что предлагаем получить бедным, несчастным нефтяникам 1,7 триллиона рублей. А аграриям всего 20 миллиардов и мы тут низко в пояс кланяемся правительству. Механизм поддержки, который привыкли получать банкиры и нефтяники, нужно вводить в первую очередь для аграриев. Когда сбалансируем, тогда может быть, не будет такой необходимости ставить вопрос о повышении в разы зарплат и пенсий.
Однако перспективы баланса не видно.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий

Loading...
Top