Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > АЙСУРАТ ШАМАНОВА: ПРО УСПЕХ В ЖИЗНИ И В КИНО

АЙСУРАТ ШАМАНОВА: ПРО УСПЕХ В ЖИЗНИ И В КИНО

Айсурат Шаманова

Айсурат Шаманова работала в кино едва ли не на всех позициях, прежде чем открыла свою кинокомпанию «Ника» и начала снимать свои фильмы. Она знает, по каким критериям утверждают актеров в кино и как им нужно себя вести, чтобы попасть в проект.

– Айсурат, в начале июля состоялся закрытый показ короткометражки «Вегетарианка», который вы продюсировали. Что послужило желанием выпустить в свет именно эту киноленту?
– Все банально: мне прислали сценарий, история в котором показалась интересной. Маленькая, емкая, лаконичная и очень забавная. На первом свидании недавно познакомившиеся молодой человек и девушка узнают о том, что она убежденная вегетарианка, а он – мясоед. Сначала она полна решимости убедить нового молодого человека, что и он должен отказаться от мяса. Но потом понимает, что нужно идти все-таки на компромиссы, если хочешь сохранить отношения. И этого бы не случилось без автора сценария и режиссера Алексея Зотова.
– Вы работали с Арменом Джигарханяном в его театре помощником режиссера. Чему научились у мэтра за эти годы?
– Всему научилась! Совершенно точно, абсолютно всему. Без него я бы не стала тем, кем являюсь сейчас. Я бесконечно благодарна своему учителю за все. Все азы профессии я взяла у него.
Почему я очень рано стала кастинг-директором, в 20 лет? К тому возрасту я уже знала про эту профессию многое: что значит «хороший актер», как с актерами работать, как проводить репетиции и так далее. Всему этому я научилась, трудясь в театре под руководством Армена Борисовича.
Сейчас очень много кастинг-директоров, но большая часть из них, к сожалению, не имеет никакого отношения к актерской профессии. Те коллеги, кто в прошлом работал как актер, кто имеет профильное образование, они – мастера. Но их единицы. Много людей с улицы, которые не знают, как подбирать артистов, потому что не понимают, как и кто может сыграть роль, на которую проводится кастинг.
То же самое касается продюсирования: к этому я также при­шли рано, и также мне помогли все знания, полученные у Армена Борисовича. Что такое хорошо и что такое плохо в актерской игре, в драматургии, я совершенно точно знаю благодаря ему.
– Вы создатель собственной кинокомпании «Ника». Есть ли у этого проекта основная идея? Или просто создаете фильмы – хорошие и разные?
–В первую очередь я бы хотела создавать фильмы, которые понятны нашему зрителю. Мы нацелены на комедии, по крайней мере, первые годы. И не просто кинокомедии, которые строятся по «голливудским шаблонам», а доступный и понятный для нашего зрителя юмор.
– А как вы сами попали в мир киноиндустрии?
– Попала абсолютно случайно, в 16 лет. Начинала с того, что снималась в массовке, куда пошла ради интереса за компанию с подружками. И довольно-таки быстро, буквально через год, во время работы на новом фильме я познакомилась с Арменом Борисовичем, исполнявшим там главную роль. Он увидел во мне потенциал и пригласил работать к себе в театр. Когда спустя три года мне предложили из должности помощника художественного руководителя перейти на должность директора театра, я все взвесила, но все же отказалась. За эти годы очень соскучилась по кино и была настроена вернутся на съемочную площадку. Армен Борисович меня понял и отпустил.
– Когда возникло желание делиться собственным опытом с молодежью, какие мастер-классы ведете и кто ваша целевая аудитория?
–У меня никогда не возникало желания делиться с кем-то своим опытом. Почему? Я вообще здраво к себе отношусь и не знаю, чему я могу научить молодежь. Не умею так высокопарно о себе говорить: «Я такая крутая, приходите на мои мастер-классы». Да, многие на этом зарабатывают, проводят обучающие занятия, тренинги. Я ничего специально не делала, но если меня звали — не отказывалась. Приглашали киношколы, просили дать мастер-классы для начинающих актеров, потом для актеров, которые повышают свои навыки после вузов.
На самом деле я говорю актерам прописные истины. Но, дай бог, они помогают. Знаю, что некоторые на мастер-классах начинают давить на артистов: «Ты плохой актер», «Ты все делаешь неправильно». Я с этим категорически не согласна. Конечно, бывают плохие артисты. Но так, чтобы сказать человеку: «Ты что-то делаешь не так», я, наверное, никогда в жизни не смогу. Можно по-разному пытаться получить от актера то, что тебе нужно. Но если у него что-то не получается с ходу, может, не в нем проблема. Может, зажим из-за тебя, может, от тебя исходит такой негатив, что актер с тобой не может раскрепоститься. Поэтому я актерам объясняю какие-то совсем простейшие вещи, рассказываю, даю советы. И говорю это с продюсерской точки зрения, с режиссерской, у нас таких мастер-классов почти никто не дает, словно это какая-то тайна.
– Ну, и тогда дайте (вкратце) 5 советов актерам, как не ударить в грязь лицом на кастинге?
– 1. Не опоздать. Прийти немного заранее.
2. Подготовиться. Выучить заданный текст, почитать сценарий, если его предоставили.
3. Изучить информацию о проекте, режиссере, команде — все, что вы сможете найти.
Поинтересоваться фильмографией, биографией режиссера-постановщика, продюсера, кастинг-директора, чтобы запомниться всем этим людям, чтобы удивить их тем, что вы осведомлены, а не просто пришли, куда позвали. Всем же приятно, когда тебе говорят: «О, а я вас знаю, ваши работы мне так нравятся!» И сразу видно, что человек подготовился, а не вслепую пришел.
4. Не торопиться, не торопить людей. Когда едешь на пробы, нужно закладывать достаточное количество времени для проведения этих проб, а не говорить кастинг-директору через 15 минут: «Вы знаете, мне пора бежать».
5. Расслабиться. Важно помнить, что результаты проб не всегда зависят только от вас. Если не взяли, это не значит, что у вас нет таланта. Вы можете отлично справиться с отведенной ролью, но, например, не подойти по типажу. Допустим, нужны два актера на роли братьев, и, помимо вас, на кастинге было два очень похожих друг на друга артиста. Так что тут дело не в вас.
– Для многих начинающих актеров кастинг – первый путь к успеху. А что для вас означает понятие «успех»?
– Успех актерский или успех лично для меня?
– Часто одно подразумевает другое.
– К сожалению, у некоторых людей сейчас такое странное понятие, что успешный актер – это актер с наиболее высоким количеством подписчиков в инстаграм. Это такой бред, который меня злит. Потому что это все неправда. Как вообще можно оценивать актерские способности по количеству подписчиков? Это не показатель успеха.
Показатель успеха, наверное, когда актер одинаково задействован и в кино, и в театре. Полностью реализован в творчестве, от которого получает удовольствие и достойное финансовое вознаграждение. Вот это успех.
А лично для меня успех – это гораздо более сложное понятие. Это когда во всех сферах жизни, а не только в финансовой, у тебя все складывается хорошо. Когда ты можешь находить время и поработать, и отдохнуть, и побыть с близкими, и заняться саморазвитием. Потому что успех не может состоять из чего-то одного. Можно быть успешным в работе, получать большие деньги, но совершенно не успешным в других областях. Приходить домой и грустно смотреть телевизор, допустим. Это для меня немножечко не то. Успех – это совокупность всех этих замечательных вещей.

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий

Loading...
Top